Положение об инклюзивном образовании.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРЕЧНЫЙ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ

2022 г.

Приложение к приказу № 2-ОД от 10.01.2022 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможности здоровья (далее - дети с ОВЗ) в МБОУ ГО Заречный
"Средняя общеобразовательная школа № 6" (далее – школа) разработано на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных норм и правил
СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115).
1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) определяет порядок
организации обучения и воспитания детей с ОВЗ.
1.3. Инклюзия признается как закономерные этапы развития образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. №
273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации")
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
Адаптированная общеобразовательная программа — общеобразовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. № 273- ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации")
Интегрированный класс - форма организации образовательного процесса, при
которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению
общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с
нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной
школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по
отношению к специальному классу и индивидуальному обучению.
Специальный класс - форма организации образовательного процесса, при которой
дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению

общеобразовательным программам (основным и дополнительным) обучаются в одном
классе в условиях массовой общеобразовательной школы.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
школьного возраста может быть организовано в форме совместного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в
одном классе (интегрированный класс) общеобразовательного учреждения, реализующего
основные образовательные программы, если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися.
2.2. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья зависит от степени выраженности недостатков физического и
(или) психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных
потребностей, уровня готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся
сверстников и определяется психолого-медико-педагогической комиссией.
2.3. Форма получения общего образования по конкретной образовательной
программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
обучающегося.
При
выборе
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы
обучения учитывается мнение ребенка.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в
общеобразовательном учреждении являются:
- создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные,
информационные, психолого-педагогические ресурсы);
- повышение квалификации педагогических работников;
- создание психолого-педагогического консилиума для организации психологопедагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.5. Решение о создании в школе специальных классов принимается учредителем
школы на основе ходатайства директора школы.
3. Критерии организации инклюзивного образования
В качестве
рассматривать:

критериев

организации

инклюзивного

образования

следует

- особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью
первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и
эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению образования без
создания специальных условий;
- готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность
оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей)
инклюзируемого
ребенка,
педагогических
работников,
родителей
(законных
представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии;
- соответствие образовательной среды общеобразовательного учреждения
потребностям инклюзированного ребенка: создание необходимых условий для получения
без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее

подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной
степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной
направленности, а также социальному развитию этих лиц (ст. 5 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
4. Организация инклюзивного образования
В школе инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с
учетом уровня развития ребенка может быть организовано:

- по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
- адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- по индивидуальной образовательной программе.
4.1. Прием детей с отклонениями в развитии в Школу, в интегрированный класс и
(или) специальный класс, осуществляется на основании заключения психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК), содержащего рекомендации по выбору
образовательной программы.
4.2. Зачисление (перевод) ребенка с отклонениями в развитии в специальные
классы и в интегрированные классы осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) и оформляется приказом руководителя Школы.
4.3. Для обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (VI вид), не имеющих вторичных и сопутствующих нарушений (задержки
психического развития, умственной отсталости, выраженных нарушений слуха, зрения,
поведенческих нарушений) интегрированный класс является приоритетной формой
организации образовательного процесса на всех уровнях общего образования.
4.4. Содержание общего образования и условия организации обучения
воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата определяются в
соответствии с их индивидуальной программой реабилитации.
4.5. Образование в специальном и интегрированном классе может
осуществляться по индивидуально ориентированным учебным планам и программам,
разрабатываемым совместно педагогами класса и членами психолого-педагогического
консилиума Школы на основании общеобразовательных программ, рекомендованных
ПМПК, и данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования.
4.6. Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в
части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий,
ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных
представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку
обучающегося для индивидуальной трудовой деятельности.
4.7. Специфика образовательной деятельности по обучению детей с ОВЗ, а также
вид реализуемых образовательных программ школой определяется самостоятельно в
соответствии с рекомендациями ПМПК.
При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.

4.8. Образовательные программы и трудовое обучение реализуются школой как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
4.9. Обучение детей с ОВЗ школьного возраста по основным образовательным
программам должно учитывать программу коррекционной работы, являющейся разделом
основной образовательной программы общего образования школы.
4.10. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и
оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы
общего образования.
4.11. С учетом психофизиологических особенностей обучающегося с ОВЗ могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную
нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации.
- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе
безбарьерной среды их жизнедеятельности;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников
образовательной организации;
- планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и итоговые).
4.12. Индивидуальные учебные планы утверждаются Педагогическим Советом
школы. Реализация индивидуальных учебных планов при необходимости сопровождается
поддержкой ассистента (тьютора) общеобразовательного учреждения.
4.13. В индивидуальный учебный план при необходимости включается
коррекционный блок, представленный индивидуальными и групповыми занятиями с
учетом первичного нарушения и особых образовательных потребностей.
4.14. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том
числе адаптированным основным общеобразовательным программам, организуется в
соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется школой.
4.15. Для детей с ОВЗ, обучающимся по индивидуальному учебному плану,
оформляется отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного
материала.
4.16. Режим работы общеобразовательного учреждения при оказании услуг
инклюзивного образования по пятидневной или шестидневной неделе определяется
общеобразовательным учреждением самостоятельно и закрепляется соответствующим
пунктом в Уставе.
4.17. На первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме
ребенку с ограниченными возможностями здоровья устанавливается диагностический
период.
4.18. По истечении диагностического периода психолого-педагогический
консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в форме инклюзии. Данное заключение утверждается решением
педагогического совета.
4.19. В
случае
отрицательного
заключения
психолого-педагогического
консилиума руководитель общеобразовательного учреждения информирует о принятом
решении родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
4.20. Вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и
оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ограниченными
возможностями здоровья на данном этапе обучения решается на заседании психолого-

медико-педагогической комиссии.
5. Организация аттестации обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
5.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией
обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля
успеваемости
и
промежуточной
аттестации
обучающихся
определяются
общеобразовательным учреждением самостоятельно.
5.2. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного
общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой
аттестацией, которая является обязательной.
5.3. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в обстановке,
исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях,
отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в
соответствии с федеральным законодательством.
5.4. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и
успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования, получают аттестат об
основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего
образования соответствующего уровня.
6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, обучающегося в форме инклюзивного образования
6.1. Диагностико-коррекционное
психолого-медико-педагогическое
сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляется
специалистами ППк.
6.2. Специалисты ППк:
- осуществляют психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
- определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм
инклюзии;
- проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками общеобразовательного учреждения,
направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в данной
организации.
- разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные
маршруты;
- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной
ПМПК;
- организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях
инклюзии;
- осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса
инклюзии.
6.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного
учреждения осуществляют педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог,
учитель.

6.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте
обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоение
образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья
фиксируются в документации ПМПК.
6.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности

введения в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставок
специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная
поддержка может оказываться на основе договора между МБОУ ГО Заречный
«ЦППМиСП» (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи) и школой.
7. Методическая поддержка
Методическое
обеспечение,
консультационное
сопровождение,
общую
координацию деятельности образовательного учреждения в организации инклюзивного
образования оказывает МБОУ ГО Заречный «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи» и МКУ «Управление образования городского округа
Заречный».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».