Аннотации к рабочим программам ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение городского округа Заречный «Средняя
общеобразовательная школа №6»
Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана
основной образовательной программы основного общего образования
(5–9 классы) 2023 – 2024 учебный год
Нормативные документы

Предмет

Русский язык(ФРП)

Рабочие программы составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный № 64101), с изменениями, внесенными приказами
Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 568 (зарегистрирован
Минюстом России 17 августа 2022 г., регистрационный № 69675) и от 8 ноября 2022 г. № 955
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2023 г., регистрационный
№ 72264) (далее – ФГОС ООО, утверждённый приказом № 287)
Аннотация к рабочей программе
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного
языка и языка меж- национального общения важны для каждого жителя России, независимо от места
его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических
особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский
язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных длячеловека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной
культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения, навыковсамостоятельной учебной деятельности, самообразования
На изучение русского языка на ступени основного общего образования отводится 714 часов:
● 5 класс – 170 часов (5 часов в неделю);

Литература(ФРП)

История(ФРП)

● 6 класс – 204 часа (6 часов в неделю);
● 7 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 8 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 9 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания инационального самосознания.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая
зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития,
жизненного и читательского опыта
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без
учёта преемственности с курсом литературного чтения на уровне начального общего образования,
межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что
способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию
эстетического отношения к окружающему миру и его воплощению в творческих работах различных
жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур
народов России и зарубежной литературы.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю.
Суммарно изучение литературы на уровне основного общего образования по программам основного
общего образования рассчитано на 442 часа.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального,
созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации
личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира
в целом. История даёт возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого,
настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе

«Введение в
Новейшую историюРоссии»

Обществознание(ФРП)

осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого её
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение учебного предмета «История» на ступени основного общего образования отводится 340
часов: в 5-8 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9-х классах 3 часа недели. В 9
классе предусмотрено изучение учебного модуля«Введение в Новейшую историю России» в объёме
14 часов.
Программа учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» составлена на основе
положений и требований к освоению предметных результатов программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования с учётом федеральной программы воспитания, Концепции преподавания
учебного курса «История России» в образовательных организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы.
Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать условия для
формирования у подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории,
осмысления роли современной России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю
Отечества, позволит создать основу для овладения знаниями об основных этапах и событиях
новейшей истории России на ступени среднего общего образования
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историко-просвещенческую
направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и
сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
На реализацию модуля «Введение в Новейшую историю России» в рамках курса
Истории России в 9 классе отводится не менее чем на 14 учебных часов.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного
общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией
преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной программы
воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части
образовательной программы основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и

География
(ФРП)

Обеспечение безопасности
жизнедеятельности(ФРП)

направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей
страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской
гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным
ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации
помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их. Изучение учебного предмета
«Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей
и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к
рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136 часов. Учебным планом на
изучениеобществознания отводится в 6-9 классах по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
Федеральная рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в
ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной
в
федеральной
программе воспитания и
подлеж
непосредственному применению при реализации
обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Учебный предмет «География» на уровне основного общего образования - предмет,
формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как
планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и
хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социальноэкономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических
подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей,
теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного
географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
На изучение учебного предмета «География» отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6
классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Изучение ОБЖ направлено на
обеспечение формирования
базового
уровня
культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений

Английский язык

распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные
вопросы социального характера, грамотновести себя в чрезвычайных ситуациях.
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне
основного общего
образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить Основы
медицинских знаний»; модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни
и здоровьянаселения».
В 8—9 классах предмет изучается из расчёта 1 час в неделю (всего 68 часов).
Рабочая программа по английскому языку на уровне основного общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной
рабочей программе воспитания.
Рабочая программа разработана на основе рабочей программы ООО по английскому языку (одобрена
решением ФУМО по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021 г.), планируемых результатов
основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2021 г,
К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися 9 класса уровня
подготовки по французскому языку по четырем коммуникативным компетенциям – аудировании,
чтении, письме и говорении, соответствующего уровню А2/В1.
На изучение предмета «Французский язык» на ступени основного общего образования отводится 646
часов:
● 5 класс – 102 часа (3 часа в неделю);

Второй иностранныйязык
(немецкий)

● 6 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 7 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 8 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 9 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
Рабочая программа по предмету «Второй иностранный язык. Немецкий язык» н уровне основного
общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по
иностранному (немецкому) языку, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральнойрабочей программе воспитания.
Изучение второго иностранного языка погружает обучающихся в учебную ситуацию многоязычия и
диалога культур. Наряду с этим второй иностранный язык выступает инструментом овладения
другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических, естественно-научных и
других наук и становится важной составляющей базы для общего и специального образования.
Содержание программы пятого года обучения направлено на комплексное решение задач, стоящих
при изучении второго иностранного языка, а именно формирование коммуникативной компетенции
учащихся, понимаемой как способность обучающихся общаться на немецком языке. К завершению
обучения в основной школе планируется достижение учащимися 9 класса базового уровня
подготовки по английскому языку по четырем коммуникативным компетенциям – аудировании,
чтении, письме и говорении (уровень А2).
На изучение предмета “Английский язык” на ступени основного общего образования отводится 340
часов:
● 5 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 6 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 8 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 9 класс – 68 часов (2 часа в неделю).

Математика

Информатика

Рабочая программа по математике для обучающихся 5-9 классов разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных
мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского
образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции
развития математического образования в Российской Федерации.
Основные линии содержания курса математики в 5-9 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра»
(«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Функции», «Геометрия»
(«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и
статистика».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования математика является обязательным предметом на данном уровне образования. В 5-9
классах учебный предмет
«Математика» традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5-6 классах — курса
«Математика», в 7—9 классах — курсов «Алгебра» (включая элементы статистики и теории
вероятностей) и «Геометрия». Настоящей программой вводится самостоятельный учебный курс
«Вероятность и статистика».
На изучение математики в 5—6 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года
обучения, в 7-9 классах 6 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 952 учебных
часа.
Рабочая программа по информатике на уровне основного образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также федеральной рабочей программе воспитания.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру
основногосодержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
● цифровая грамотность;
● теоретические основы информатики;
● алгоритмы и программирование;
● информационные технологии.
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102 учебных часа – по 1 часу в
неделю в7, 8 и 9 классах соответственно.

Биология

Физика

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также федеральной программы воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию
изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в
реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам
обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на
уровне основного общего образования.
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего
образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объёме 238 часов за пять лет
обучения: израсчёта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю, в 8-9 классах – 2 часа в неделю.
Рабочая программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе
положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования (ФГОС ООО), а также с учётом федеральной программы воспитания и Концепции
преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательныепрограммы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной грамотности обучающихся
и организацию изучения физики на деятельностной основе. В ней учитываются возможности предмета в
реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам
обучения, а также межпредметные связи естественно-научных учебных предметов на уровне основного
общего образования.
Цели изучения физики:
● приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие
ихинтеллектуальных и творческих способностей;
● развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского
отношения кокружающим явлениям;
● формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения
материи
ифундаментальных законов физики;
● формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук,
техники итехнологий;
● развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности,
связанной сфизикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 238 часов за три года
обученияпо 2 ч в неделю в 7 и 8 классах и по 3 ч в неделю в 9 классе.

Химия

Музыка

Рабочая программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов
содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по химии, а также на основ е
федеральной рабочей программы воспитания обучающихся при получении основного общего
образования и с у чётом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы (утв. Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 03.12.2019 N ПК-4вн).
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом:
● распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»;
● федеральной программы воспитания.
Рабочая программа по музыке основного общего образования разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО), примерной программы воспитанияЦелью реализации программы является
воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является эстетическое восприятие искусства,
постижение мира через его переживание, самовыражение через творчество. Содержание рабочей
программы учебного предмета «Музыка» на ступени основного общего образования предусматривает
изучение программного материала по нескольким модулям: «Музыка моего края», «Народное
музыкальное творчество России», «Музыка народов мира», «Европейская классическая музыка»,
«Русская классическая музыка», «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»,
«Современная музыка: основные жанры и направления»,
«Связь музыки с другими видами искусства», «Жанры музыкального искусства».
На изучение предмета “Музыка” на ступени основного общего образования отводится 136 часов:
● 5 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 6 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 7 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 8 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство»
составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания.

Изобразительноееп
искусство

Технология

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического
освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так
как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры,
народного
и
декоративно-прикладного
искусства,
фотографии,
функции
художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием
для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и
художественно- творческую деятельность, а также презентацию результата.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических
модулей. Три модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования отводится
102 часа:
● 5 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 6 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 7 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа по технологии на уровне основного образования составлена на основе Требований
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также федеральной рабочей программе воспитания.
Учебный предмет «Технология» на ступени основного общего образования интегрирует знания по
разным предметам учебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихся
функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического
мышления на основе практико- ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в
реализации содержания. В рамках освоения предмета происходит приобретение базовых навыков
работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство
с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихсяв сферах трудовой деятельности.
Содержание предмета «Технология» отражает смену жизненных реалий и формирование пространства
профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение,
промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в
области обработки материалов, аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы
автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики;
строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов.
Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов
обучения, являются:
● ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Физическаякультура

зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021, № 64101);
● Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена
коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.).
Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модульная рабочая программа по
предмету
«Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала,
позволяющихдостигнуть конкретных образовательных результатов за уровень образования.
На освоение предмета «Технология» на ступени основного общего образования отводится 272 часа:
● 5 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 6 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 8 класс – 34 часа (1 час в неделю);
Рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Федеральной
программе воспитания.
В рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного
социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных
организаций, возросшие требованияродителей, учителей и методистов к совершенствованию
содержания школьного образования, внедрению новыхметодик и технологий в учебно-воспитательный
процесс. В своей социально-ценностной ориентации рабочая программа сохраняет исторически
сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качествесредства подготовки
учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышенияфункциональных и
адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качествПрограмма
обеспечивает преемственность с рабочей программой начального среднего общего образования,
предусматривает возможность активной подготовки учащихся к выполнению нормативов
«Президентскихсостязаний» и «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО».
Содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые входят структурными
компонентами в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя
содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере
лыжной подготовки), спортивные игры, плавание Данные модули в своём предметном содержании
ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических
действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» на ступени
основногообщего образования блок «Базовая физическая подготовка» отводится 340 часов:

Основы духовнонравственной культуры
народовРоссии
(ОДНКНР)

● 5 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 6 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 8 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 9 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
При разработке рабочей программы по предмету «Физическая культура» учтена возможность
реализации вариативных модулей (не менее 1 часа в неделю с 5 по 9 класс) во внеурочной деятельности,
в том числе в формесетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования
детей. 9 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее —ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
● требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования(ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г .
№ 287);
● требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
● основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД)
дляосновного общего образования.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс
воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями
Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся
как сплав национальных традиций и религиозных верований.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно- нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является
обязательной для
в 5—6 классах. На изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на
каждый учебный год, не менее1 учебного часа в неделю.

Особенности поэтического
текста

Цель курса – развить у учащихся умение анализировать художественный текст. Работая над
текстом, дети учатся бережному обращению со словом, постигают его ёмкость, ощущают его красоту и
силу, адекватно осмысливают и истолковывают точку зрения автора.
Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Он способствует развитию умения
чувствовать слово и владеть им так, чтобы выразить себя, своё состояние, настроение, используя
средства выразительности языка, стилистические приёмы, делающие речь богатой и красивой, а также
учит учащихся самостоятельной познавательной деятельности. На изучение курса отводится 0,5 часа в 6
классе, 1 час в7,8,9 классах за 34 учебные недели.

Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по лексике. Курс
Морфологические средства
выразительности русского предполагает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших
образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная
языка
сила русского языка.
Лингвистический анализ текстов покажет ученикам увидеть красоту, выразительность родной
речи, ее неисчерпаемые богатства. Языковая работа с литературными текстами позволит не только
совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки
лингвистического анализа.
Программа курса даст возможность уделить должное внимание формированию коммуникативной
и языковой компетентности обучающихся. В результате она позволит воспитать чуткость к красоте и
выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению.
На изучение курса отводится 0,5 часа в 6 классе, 1 час в 7 классе в неделю.

Трудные вопросы синтаксиса

Цели изучения курса: осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения,
употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо для создания
основы интеллектуальных, грамматических, речевых и пунктуационных умений и навыков,
формирование которых и составляет главную цель преподавания русского языка в школе. Задачи:
предложенный материал позволит повторить синтаксические понятия и правила, обобщить и
систематизировать знания, умения по синтаксису, пунктуации обогатить и расширить знания и умения
по синтаксису простого и сложного предложения. Содержание обучения курса «Трудные вопросы
синтаксиса» в 8 классе отобрано и структурировано на основе компетентносного подхода. Кроме
выделения грамматических основ предложений, синтаксического разбора, построения графических
схем предложений разных типов, конструирования предложений по схемам, обучающиеся на основе
данного курса овладеют семантикой, значением синтаксических структур, их стилистическими
возможностями. В процессе прохождения курса обучающиеся работают со всеми видами простого
предложения; учатся отличать их вспоминают и отрабатывают правила пунктуации, основывающиеся

на синтаксической структуре предложения. В целом данный курс должен способствовать расширению
и углублению знаний обучающихся 8 классов и на основе лингвистических знаний максимально
способствовать их речевому развитию.
На изучение курса в 8 классе отводится 1 час в неделю.

Секреты текста

Цели филологического образования в школе значительны и разнообразны. Именно они
определяют особую роль русского языка как предмета в ряду других гуманитарных наук. Об этом
следует помнить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Проблема общения - одна из самых важных сегодня проблем в различных областях развития
общества: это и менеджмент, и социальная и возрастная психология, и теория воспитания. Данная
проблема актуальна была всегда, но особое значение она приобретает сегодня. В мире, постоянно
меняющемся, необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую
ситуацию. Будут меняться программы, представления о задачах изучения русского языка и
литературы, но развитие связной речи учащихся останется одним из приоритетных направлений
лингвистической науки, так как в нём видят залог успешного формирования социально активной
личности.
На изучение курса отводится 1 час в неделю в 9 классе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».