«Утверждаю» Директор МБОУ ГО Заречный «СОШ №6» _____________Ю.В. Гац приказ №____ от «___» __________ 2023 г. Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних МБОУ ГО Заречный «СОШ № 6» на 2023 - 2024 учебный год 2023 г. ПРОГРАММА по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних Срок реализации программы – 1 год Разработана для обучающихся 1 – 11 классов Программа разработана на основе следующих документов: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями) от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001№ 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 7. Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями). 8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями). 9. Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990. 10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 11. Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». 12. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде». 13. Приказ министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.99 № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи». 14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2005 № АС-1270/06 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде». 15. Письмо Министерства образования и науки России, МВД России, ФСКН России от 21.09 2005 № ВФ – 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях». 16. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». 17. Закон Свердловской области от 28.11.2001 № 58-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области». Содержание I. Основные положения Программы 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цель и задачи Программы. II. Общая характеристика содержания работы 2.1. Основные аспекты программы 2.2. Структура программы III. План мероприятий по реализации программы IV. Учебно-тематический план V. Прогнозируемые результаты реализации Программы VI. Тематика лекций для родителей I. Основные положения Программы 1.1. Пояснительная записка Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социальноактивного поведения. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника. Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников. В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г.(с изменениями на 13.07.2015), ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как учащихся, так и их родителей. Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. 1.2. Цель и задачи Программы Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности. Задачи программы: - Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. - Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников. -Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье. - Формирование бережного психическому здоровью. отношения Согласно Закону №120-ФЗ, в учреждений входят следующие задачи: к своему компетенцию физическому и образовательных 1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении. 2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия. 3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. 4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних. 5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения. II. Общая характеристика содержания работы 2.1. Основные аспекты Программы: 1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающими учениками. 2. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины, является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. 3. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». 4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. 5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. 6. Профилактика наркомании и токсикомании. 7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив проводит работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются учащиеся старших классов. 8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социальноопасном положении. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в ПДН. 9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на ИПР учащихся с асоциальным поведением индивидуальная работа с ними. 2.2. Структура программы Устройство программы - модульное. В каждом модуле пакет вариативных учебно-методических материалов, содержащий теоретические положения, практические занятия определенного тематического содержания с базовым законодательным аспектом. Каждый модуль может использоваться самостоятельно, вместе с тем все они связаны единой темой программы: «Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних». Программа разработана с учетом закономерностей половозрастного развития и ориентирована на различный возраст учащихся. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет), среднего школьного возраста (11 – 14 лет), старшего подросткового возраста (15 – 16 лет), юношеского возраста (17 – 18 лет). В соответствии с этим курс состоит из четырех модулей: 1 Модуль: «Я познаю себя» (для учащихся 1-4 классов), 2 Модуль: «Я и они» (для учащихся 5-7 классов), 3 Модуль: «Я познаю других» (для учащихся 8-9 классов), 4 Модуль: «Мой нравственный выбор» (для учащихся 10-11 классов). Продолжительность программы: 1 учебный год. III. План мероприятий по реализации программы № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Мероприятия Сроки Ответственные Привлечение учащихся к В течение всего Кл. руководители, культурно-досуговой года заместитель деятельности (кружки, секции). директора, социальный педагог Составление социальных Сентябрь Кл. руководители, паспортов классов и школы с заместитель целью получения необходимой директора, информации о детях, социальный обучающихся в школе. педагог Сбор информации о детях и Сентябрь, в Кл. руководители, семьях, стоящих на разных течение социальный формах учета, формирование учебного года педагог банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет Комплекс мероприятий, апрель Кл. руководители, проводимый в рамках Декады заместитель правовых знаний директора, инспектор ПДН, социальный педагог Организация и проведение «Дня 1 раз в четверть Кл. руководители, здоровья» учителя физической культуры Проведение социальноСентябрьКл.руководители, психологического тестирования Октябрь заместитель учащихся 7-х-11-х классов. директора, социальный педагог, психолог Кинолектории по профилактике Во время Кл. руководители, детской преступности, месячников, заместитель правонарушений, дней директора, бродяжничества профилактики социальный педагог Проведение классных часов, В течение Кл. руководители, родительских собраний по учебного года заместитель проблемам ПАВ, беседы с директора детьми и родителями, имеющих отклонения в поведении Участие в спортивных соревнованиях 10. Учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных формах учёта, контроль их занятость во время каникул. 11. Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений. 9. По плану В течение года учитель физ. культуры Кл. руководители, администрация 1 раз в месяц заместитель (по мере директора необходимости) 12. Проведение рейдов в семьи В течение года Кл. руководители, детей, оказавшихся в социальнозаместитель опасном положении и семьи, чьи директора, дети состоят на различных инспектор ПДН, формах учёта социальный педагог 13. Организация выставок В течение года Кл. руководители, творческих работ учащихся по учитель ИЗО здоровому образу жизни. 14. Система классных часов по В течение года Кл. руководители программе Данная программа предполагает использование различных подходов при работе с подростками: 1. Информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности подростков по правовым аспектам законодательства. 2. Приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые помогут принять правильное решение при возникновении проблемных ситуаций. 3. Освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению. Формы работы: -Классный час -Беседа -Дискуссия -Ролевая игра -Видеолекторий IV. Учебно-тематический план по реализации программы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в МБОУ ГО Заречный «СОШ №6» № п/п Разделы курса, темы Сроки проведения № п/п Разделы курса, темы Сроки проведения 1-4 класс 1. 2. 3. 4. 1 МОДУЛЬ: «Я познаю себя» Международные документы о правах ребенка. Правила поведения учащихся. Для чего они нужны? Мои права и права других людей. Мои обязанности. Вредные привычки и борьба с ними. 5-7 класс 2 МОДУЛЬ: «Я и они» 1 2 Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Права и обязанности школьника. октябрь январь 3 4 март май 1 Курение: мифы и реальность. Хулиганство как особый вид преступлений несовершеннолетних. 8-9 класс 3 МОДУЛЬ: «Я познаю других» Критерии взрослости. Способы борьбы со стрессом. октябрь 2 3 Взаимоотношения полов. Что такое ответственность? Человек и наркотики: кому и зачем это нужно. ноябрь декабрь 4 5 Алкоголь: мифы и реальность. Учимся решать конфликты. 4 МОДУЛЬ: 10-11 класс «Мой нравственный выбор» Свобода и ответственность. Преступление и наказание. март май 1. октябрь январь март май октябрь 2. Навыки самообладания при общении с неприятными людьми. Умеем ли мы прощать? ноябрь 3. 4. Я гражданин России. Как не стать жертвой преступления. декабрь март 5. Защита прав ребенка и правовое воспитание. апрель V. Прогнозируемые результаты реализации Программы Реализация Программы формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны: -овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями; - уважать и соблюдать права и законы; - жить по законам морали и государства; -быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве; - быть толерантным во всех областях общественной жизни; -осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость. Ожидаемый результат: Повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации; Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь; Снижение количества правонарушений за учебный год. Повышение осведомленности подростков по проблемам наркотической и алкогольной зависимости. Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ. Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их.