Программа по законопослушному поведению 2023-2024

«Утверждаю»
Директор МБОУ ГО Заречный «СОШ №6»
_____________Ю.В. Гац
приказ №____ от «___» __________ 2023 г.

Программа по формированию законопослушного поведения
несовершеннолетних
МБОУ ГО Заречный «СОШ № 6»
на 2023 - 2024 учебный год

2023 г.

ПРОГРАММА
по формированию законопослушного поведения
несовершеннолетних
Срок реализации программы – 1 год
Разработана для обучающихся 1 – 11 классов
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (с изменениями и
дополнениями) от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 № 63-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001№
174-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и
психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и
дополнениями).
9. Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990.
10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения
табака».
12. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000
№ 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивных
веществ в образовательной среде».
13. Приказ министерства общего и профессионального образования РФ от
23.03.99 № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления
психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи».
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2005 № АС-1270/06 «О Концепции превентивного обучения в области
профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде».
15. Письмо Министерства образования и науки России, МВД России, ФСКН
России от 21.09 2005 № ВФ – 1376/06 «Об организации работы по
предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным
оборотом наркотиков в образовательных учреждениях».
16. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред.
распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р) «Концепция

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года».
17. Закон Свердловской области от 28.11.2001 № 58-ОЗ «О профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской
области».

Содержание
I. Основные положения Программы
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи Программы.
II. Общая характеристика содержания работы
2.1. Основные аспекты программы
2.2. Структура программы
III. План мероприятий по реализации программы
IV. Учебно-тематический план
V.

Прогнозируемые результаты реализации Программы

VI. Тематика лекций для родителей

I. Основные положения Программы
1.1. Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования
правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения
школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки
гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных
способов решения споров, профилактики правонарушений.
Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его
жизни, предполагающий создание условий не только для физического
оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для
формирования законопослушного гражданина.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения
школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой
культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности
относится знание системы основных правовых предписаний, понимание
принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам,
законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их
требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение
реализовывать правовые знания в процессе правомерного социальноактивного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на
формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат
требованиям юридических норм. Центральной задачей правового
воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву
становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности
и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ,
ориентировались
в
вопросах
правомерного
поведения,
знали
правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за
них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность»,
вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит
уникальность
воспитания
правовой
культуры,
формирования
законопослушного поведения школьников.
В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от
24.06.1999г.(с изменениями на 13.07.2015), ст.14.5 подчеркнута
необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных
учреждений программы и методики, направленные на формирование
законопослушного поведения несовершеннолетних.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей
школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и

преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост
неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном
положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является
основанием
воспитания
правовой
культуры,
формирования
законопослушного поведения как учащихся, так и их родителей.
Практическая направленность правового воспитания, формирования
законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь
юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только
тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны
освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным
способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с
воспитания гражданина.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры
школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;
развитие правового самопознания;
профилактика
безнадзорности,
правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ
безопасности.
Задачи программы:
- Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным
нравственно-правовым нормам.
- Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений,
преступлений и асоциального поведения школьников.
-Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по
правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.
- Формирование бережного
психическому здоровью.

отношения

Согласно Закону №120-ФЗ, в
учреждений входят следующие задачи:

к

своему

компетенцию

физическому

и

образовательных

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении
либо проблемы в обучении.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном
положении или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими
основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся
в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет,
которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в
обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья

либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию,
либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья,
имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а
также семья, где родители или законные представители
несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно
влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций,
технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них
несовершеннолетних.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных
на формирование законопослушного поведения.
II. Общая характеристика содержания работы
2.1. Основные аспекты Программы:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным
компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и
родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в
знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися,
организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающими учениками.
2. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной
причины, является вторым важным звеном в воспитательной и учебной
работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
3. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия
спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из
важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее
развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному
проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в
спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей
«группы риска».
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей
детей и их естественного природного потенциала.
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их
родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено
в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных
часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные
противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды
преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой,

уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают
мотивацию на ответственность за свои действия.
6. Профилактика наркомании и токсикомании.
7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
Весь педагогический коллектив проводит работу по предупреждению
вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и
группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях
во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей,
пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются
учащиеся старших классов.
8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социальноопасном положении. При выявлении негативных фактов классные
руководители информируют Совет профилактики школы. Классные
руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней
обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи,
составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение
ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения
проводятся с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи,
состоящие на учете в ПДН.
9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из
важнейших направлений профилактической школьной деятельности является
выявление, постановка на ИПР учащихся с асоциальным поведением
индивидуальная работа с ними.
2.2. Структура программы
Устройство программы - модульное. В каждом модуле пакет вариативных
учебно-методических материалов, содержащий теоретические положения,
практические занятия определенного тематического содержания с базовым
законодательным аспектом. Каждый модуль может использоваться
самостоятельно, вместе с тем все они связаны единой темой программы:
«Формирование
законопослушного
поведения
несовершеннолетних».
Программа разработана с учетом закономерностей половозрастного развития и
ориентирована на различный возраст учащихся. По возрасту наиболее значимо
выделение группы детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет), среднего
школьного возраста (11 – 14 лет), старшего подросткового возраста (15 – 16
лет), юношеского возраста (17 – 18 лет). В соответствии с этим курс состоит
из четырех модулей:
1 Модуль: «Я познаю себя» (для учащихся 1-4 классов),
2 Модуль: «Я и они»
(для учащихся 5-7 классов),
3 Модуль: «Я познаю других» (для учащихся 8-9 классов),
4 Модуль: «Мой нравственный выбор» (для учащихся 10-11 классов).
Продолжительность программы: 1 учебный год.

III. План мероприятий по реализации программы
№
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Привлечение
учащихся
к В течение всего Кл. руководители,
культурно-досуговой
года
заместитель
деятельности (кружки, секции).
директора,
социальный
педагог
Составление
социальных Сентябрь
Кл. руководители,
паспортов классов и школы с
заместитель
целью получения необходимой
директора,
информации
о
детях,
социальный
обучающихся в школе.
педагог
Сбор информации о детях и
Сентябрь,
в Кл. руководители,
семьях, стоящих на разных
течение
социальный
формах учета, формирование
учебного года
педагог
банка данных. Оформление
карточек учащихся,
поставленных на учет
Комплекс
мероприятий, апрель
Кл. руководители,
проводимый в рамках Декады
заместитель
правовых знаний
директора,
инспектор ПДН,
социальный
педагог
Организация и проведение «Дня 1 раз в четверть Кл. руководители,
здоровья»
учителя
физической
культуры
Проведение социальноСентябрьКл.руководители,
психологического тестирования Октябрь
заместитель
учащихся 7-х-11-х классов.
директора,
социальный
педагог, психолог
Кинолектории по профилактике Во время
Кл. руководители,
детской преступности,
месячников,
заместитель
правонарушений,
дней
директора,
бродяжничества
профилактики
социальный
педагог
Проведение классных часов, В
течение Кл. руководители,
родительских
собраний
по учебного года
заместитель
проблемам ПАВ, беседы с
директора
детьми и родителями, имеющих
отклонения в поведении

Участие
в
спортивных
соревнованиях
10. Учет
посещаемости
школы
детьми, состоящими на разных
формах учёта,
контроль их
занятость во время каникул.
11. Проведение заседаний Совета
профилактики правонарушений.
9.

По плану
В течение года

учитель
физ.
культуры
Кл. руководители,
администрация

1 раз в месяц заместитель
(по
мере директора
необходимости)
12. Проведение рейдов в семьи В течение года Кл. руководители,
детей, оказавшихся в социальнозаместитель
опасном положении и семьи, чьи
директора,
дети состоят на различных
инспектор ПДН,
формах учёта
социальный
педагог
13. Организация
выставок В течение года Кл. руководители,
творческих работ учащихся по
учитель ИЗО
здоровому образу жизни.
14. Система классных часов по В течение года Кл. руководители
программе
Данная программа предполагает использование различных подходов при
работе с подростками:
1. Информационный подход, который фокусируется на повышении
уровня информированности подростков по
правовым аспектам
законодательства.
2. Приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые
помогут принять правильное решение при возникновении проблемных
ситуаций.
3. Освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести
навыки противостояния социальному давлению.
Формы работы:
-Классный час
-Беседа
-Дискуссия
-Ролевая игра
-Видеолекторий

IV. Учебно-тематический план
по реализации программы по формированию законопослушного

поведения несовершеннолетних в МБОУ ГО Заречный «СОШ №6»
№
п/п

Разделы курса, темы

Сроки
проведения

№
п/п

Разделы курса, темы

Сроки
проведения

1-4 класс

1.
2.
3.
4.

1 МОДУЛЬ: «Я познаю себя»
Международные документы о правах ребенка.
Правила поведения учащихся. Для чего они нужны?
Мои права и права других людей. Мои обязанности.
Вредные привычки и борьба с ними.
5-7 класс
2 МОДУЛЬ: «Я и они»

1
2

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
Права и обязанности школьника.

октябрь
январь

3
4

март
май

1

Курение: мифы и реальность.
Хулиганство
как
особый
вид
преступлений
несовершеннолетних.
8-9 класс
3 МОДУЛЬ: «Я познаю других»
Критерии взрослости. Способы борьбы со стрессом.

октябрь

2
3

Взаимоотношения полов. Что такое ответственность?
Человек и наркотики: кому и зачем это нужно.

ноябрь
декабрь

4
5

Алкоголь: мифы и реальность.
Учимся решать конфликты.
4 МОДУЛЬ: 10-11 класс
«Мой нравственный выбор»
Свобода и ответственность. Преступление и наказание.

март
май

1.

октябрь
январь
март
май

октябрь

2.

Навыки самообладания при общении с неприятными
людьми. Умеем ли мы прощать?

ноябрь

3.
4.

Я гражданин России.
Как не стать жертвой преступления.

декабрь
март

5.

Защита прав ребенка и правовое воспитание.

апрель

V. Прогнозируемые результаты реализации Программы
Реализация Программы формирования законопослушного поведения
школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой
культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны:
-овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь
пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным, активно участвовать в законодательном
творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность,
долг, справедливость, правдивость.
Ожидаемый результат:
 Повышение уровня развития познавательных интересов подростков,
включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности
самореализации;
 Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в
самостоятельную жизнь;
 Снижение количества правонарушений за учебный год.
 Повышение осведомленности подростков по проблемам
наркотической и алкогольной зависимости.
 Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому
давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ.
 Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные
ситуации и готовность разрешать их.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».