ПКР АООП ЗПР

Приложение № 3
к адаптированной образовательной программе
основного общего образования
для обучающихся с ОВЗ, утвержденной
приказом МБОУ ГО Заречный «СОШ № 6»
от 31 августа 2023 г. № 207
Программа коррекционной работы с обучающимися с задержкой
психического развития АООП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7)
1.

Цели, задачи и принципы построения ПКР

ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)
предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной
деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР и определяющих логику построения образовательного
процесса,

его

организацию,

структуру

и

содержание

на

основе

личностно

ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.
Содержание ПКР определяется с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования в соответствии с
рекомендациями ПМПК, ППк) и ИПРА (при наличии).
Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что реализация программы в ходе всего
образовательно-коррекционного процесса способствует качественному образованию
обучающихся

с

ЗПР

с

учетом

их

особых

образовательных

потребностей

и

индивидуальных особенностей, достижение планируемых результатов основного общего
образования.
Цель ПКР: проектирование и реализация комплексной системы психологопедагогического

сопровождения,

предоставление

специализированной

помощи

обучающимся с ЗПР для преодоления (ослабления) недостатков в психическом развитии,
успешной школьной и социальной адаптации, результативного освоения адаптированной
образовательной программы основного общего образования.
Задачи ПКР:
выявление особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся с ЗПР в ходе комплексного психолого-педагогического обследования;
обеспечение специальных условий обучения, воспитания и развития в соответствии
с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся с ЗПР;
оказание

комплексной

коррекционно-педагогической,

социальной помощи обучающимся с ЗПР;

психологической

и

осуществление

индивидуально-ориентированного

психолого-педагогического

сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
разработка и проведение коррекционных курсов, реализуемых в процессе
внеурочной деятельности;
оказание

специализированной

индивидуально

ориентированной

психолого-

педагогической помощи в развитии учебно-познавательной деятельности обучающихся с
ЗПР в контексте достижения ими планируемых результатов образования;
развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного
поведения, навыков взаимодействия со взрослыми и обучающимися, совершенствование
представлений о социуме и собственных возможностях;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ЗПР;
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в процессе
комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР;
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
обучающимися с ЗПР, их родителями (законными представителями), с педагогическими
работниками образовательной организации и организаций дополнительного образования,
в также с другими обучающимися, со специалистами разного профиля, которые активно
взаимодействуют с обучающимися с ЗПР в процессе образования и в различных видах
совместной социокультурной деятельности вне образовательной организации.
Содержание ПКР определяют следующие принципы:
Преемственность.
Принцип

обеспечивает

создание

единого

образовательно-коррекционного

пространства при переходе от уровня начального общего образования к основному
общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования, необходимых обучающимся с ЗПР для продолжения
образования, социальной адаптации и интеграции в обществе. Принцип обеспечивает
связь ПКР с другими разделами адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования: программой формирования универсальных учебных
действий, программой воспитания обучающихся. Принцип реализуется при обязательной
преемственности в образовательно-коррекционном процессе в учебной и внеурочной
деятельности, в том числе при проведении коррекционных курсов и дополнительных
коррекционно¬развивающих занятий, а также в условиях семейного воспитания при
взаимодействии всех участников образовательных отношений.
Соблюдение интересов обучающихся с ЗПР.

Принцип определяет позицию педагогических работников, которые призваны
решать проблемы обучающихся с максимальной пользой и в их интересах, в том числе в
их качественном образовании с учетом особых образовательных потребностей.
Непрерывность.
Принцип гарантирует обучающемуся с ЗПР и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к ее решению.
Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования
обучающимся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, имеющихся
трудностей в обучении и социализации.
Комплексность и системность.
Принцип комплексности и системности базируется на единстве процессов
диагностики, обучения и коррекции нарушений развития у обучающихся (с учетом их
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей). Реализация
данного принципа предполагает:
создание

в

образовательной

организации

условий,

учитывающих

особые

образовательные потребности обучающихся с ЗПР;
реализацию ПКР в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе при
включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов и дополнительных
коррекционно-развивающих

занятий

в

соответствии

с

Индивидуальным

планом

коррекционно-развивающей работы каждого обучающегося;
комплексное сопровождение каждого обучающегося с ЗПР при систематическом
взаимодействии всех участников образовательных отношений;
создание комфортной психологической и социальной ситуации развития, обучения
и воспитания с учетом психологических и социальных факторов в формировании
личности, возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся с ЗПР;
применение специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания,
способствующих качественному освоению обучающимися с ЗПР образовательной
программы;
развитие учебно-познавательной деятельности, самостоятельности
обучающихся с ЗПР; расширение их познавательных интересов и сферы жизненной
компетенции;
обеспечение социальной адаптации обучающихся с ЗПР на основе овладения ими
социокультурными нормами и правилами, в том числе межличностного взаимодействия с
окружающими людьми;

содействие приобщению обучающихся с ЗПР к здоровому образу жизни;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся с ЗПР с учетом их
интересов, способностей, индивидуальных особенностей.
ПКР позволяет проектировать и реализовывать систему комплексного психологопедагогического сопровождения и направлена на предоставление специализированной
помощи обучающимся с ЗПР для успешной школьной и социальной адаптации,
результативного

освоения

адаптированной

основной

образовательной

программы

основного общего образования.
Система

комплексной

помощи

выстраивается

на

основе

реализации

психологического, логопедического, дефектологического, социально-педагогического
сопровождения.
Система комплексной помощи включает:
определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на уровне
основного общего образования;
индивидуализацию

содержания

специальных

образовательных

условий;

определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с
индивидуальными психофизическими возможностями обучающихся;
организацию групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с ЗПР;
реализацию мероприятий по социальной адаптации учащихся; оказание родителям
(законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по
социальным, правовым и другим вопросам;
мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

основного

общего

образования.
Перечень и содержание направлений работы.
Содержание ПКР определяется на основе заключения ПМПК, решения 1111к
образовательной организации, базирующегося на рекомендациях ПМПК, ИПРА (при
наличии) каждого обучающегося, результатах его комплексного обследования.
Направления коррекционной
развивающее

и

работы

психопрофилактическое,

(диагностическое,
консультативное,

коррекционноинформационно-

просветительское) раскрываются содержательно в разных организационных формах
деятельности

образовательной

организации

и

отражают

содержание

комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы.
Диагностическое направление включает:

системы

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся с ЗПР,
выявление индивидуальных возможностей;
изучение развития эмоциональной, регуляторной, познавательной, речевой сфер и
личностных особенностей обучающихся с ЗПР;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
обучающегося с ЗПР;
изучение адаптивных возможностей и уровня психосоциального развития
обучающегося с ЗПР;
выявление особенностей коммуникативной деятельности обучающихся с ЗПР и
способности к регуляции собственного поведения, эмоционального реагирования;
изучение профессиональных предпочтений и склонностей; мониторинг динамики
развития,

успешности

освоения

образовательных

программ

основного

общего

образования.
Диагностическое
(олигофренопедагогом),

направление

реализуется

педагогом-психологом,

учителем-дефектологом

учителем-логопедом,

социальным

педагогом, учителями-предметниками и другими педагогическими работниками.
Результаты

комплексной

диагностики

и

систематического

мониторинга

достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения образовательной
программы, социальной ситуации и условий семейного воспитания обсуждаются на
заседании

ППк

образовательной

организации,

отражаются

в

соответствующих

рекомендациях (в том числе при необходимости, в рекомендации проведения
дополнительного

консультирования

обучающегося

в

организациях

образования,

здравоохранения, социальной защиты).
На основе результатов комплексного обследования, а также рекомендаций ПМПК
и ИПРА (при наличии) разрабатывается «Индивидуальный план коррекционноразвивающей работы обучающегося», который утверждается психолого-педагогическим
консилиумом образовательной организации.
Коррекционно-развивающее и психопрофилактическое направление включает:
выбор

оптимальных

специальных

методик

и

вариативного

программного

содержания коррекционных курсов, методов и приемов коррекции, развития и обучения в
соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ЗПР на уровне
основного общего образования;
проведение коррекционных курсов, индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития, трудностей
обучения и обеспечения успешной социализации;

системное воздействие на учебно-познавательную и речевую деятельность
обучающегося с ЗПР, направленное на формирование универсальных учебных действий и
коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоциональной,
регуляторной и личностной сферы обучающегося с ЗПР и психокоррекцию его поведения;
формирование стремления к осознанному самопознанию и саморазвитию у
обучающихся с ЗПР;
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний с
учетом норм и правил общественного уклада;
развитие навыков конструктивного общения и эффективного взаимодействия с
окружающими;
развитие

компетенций,

необходимых

для

продолжения

образования

и

профессионального самоопределения;
развитие осознанного подхода в решении нравственных проблем на основе
личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
социальную защиту обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Организация

и проведение

коррекционно-развивающей работы в системе

реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР отражается в следующей документации:
индивидуальных планах коррекционно-развивающей работы, разработанных для
каждого обучающегося и утвержденных руководителем психолого¬педагогического
консилиума образовательной организации;
рабочих программах коррекционных курсов и дополнительных коррекционноразвивающих занятий;
планах работы педагога-психолога, учителя-дефектолога (олигофренопедагога),
учителя-логопеда, социального педагога и других специалистов, проектируемых с учетом
индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ЗПР;
программе внеурочной деятельности, проектируемой на основе индивидуальнодифференцированного подхода.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы ежегодно составляется
для каждого обучающегося с ЗПР. В течение учебного года может происходить
корректировка индивидуального плана с учетом достижения обучающимся планируемых
результатов.
Индивидуальный

план

коррекционно-развивающей

работы

обучающегося

содержит:
направления работы, определяемые ППк с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА
(при наличии), особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей

каждого обучающегося с ЗПР, выявленных в процессе стартового комплексного
психолого-педагогического обследования или мониторинга (периодического учета)
достижения планируемых результатов образования, в том числе ПКР;
описание содержания, организации, примерных сроков и планируемых результатов
работы по каждому направлению.
ПКР включает реализацию коррекционных курсов: «Коррекционно-развивающие
занятия психокоррекционные (психологические и дефектологические)» и коррекционный
курс «Логопедические занятия», а также предусматривает возможность проведения
дополнительных коррекционно-развивающих занятий.
Необходимость проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий
может возникнуть в следующих случаях:
потребность в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении после
длительной болезни;
индивидуальные

коррекционно-развивающие

занятия

педагога-психолога,

направленные на помощь в трудной жизненной ситуации;
коррекционно-развивающие

занятия

педагога-психолога

по

коррекции

индивидуальных личностных нарушений/акцентуаций;
коррекционно-развивающие занятия предметной направленности с учителемпредметником по преодолению индивидуальных образовательных дефицитов;
и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально
ориентированной, коррекционно-развивающей помощи.
Коррекционный

курс

«Психокоррекционные

занятия

(психологические)»

направлен на развитие личности обучающегося с ЗПР подросткового возраста, его
коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с
социумом.
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной,
регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление
трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
формирование

учебной

мотивации,

стимуляция

развития

познавательных

процессов;
коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности,
эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
гармонизация

психоэмоционального

состояния,

формирование

позитивного

отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной
самооценки;

развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование
целостного «образа Я»;
развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения
и навыков сотрудничества;
стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и
взрослыми;
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» построен
по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения
модулей и конкретных тем.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того
или иного модуля программы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка
или группы детей. Специалист может один или более модулей в качестве базовых, а
другие изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать
распределение часов на изучение конкретного модуля.
Каждый

модуль

представляет

собой

систему

взаимосвязанных

занятий,

выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых
тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций обучающихся с ЗПР
в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение
конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и
особых образовательных потребностей конкретных обучающихся с ЗПР, зачисленных на
психокоррекционные

занятия.

индивидуализированных
коррекцию

и

За

счет

этого

коррекционно-развивающих

развитие

дефицитарных

возможно
программ,

психических

формирование

направленных

функций,

на

профилактику

возникновения вторичных отклонений в развитии, оптимизацию социальной адаптации и
развития обучающихся с ЗПР.
В соответствии с целями и задачами коррекционного курса «Психокоррекционные
занятия (психологические)» выделяются следующие модули и разделы программы:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
(разделы «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции
эмоциональных и функциональных состояний»);
Модуль «Формирование личностного самоопределения» (разделы «Развитие
личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения»);

Модуль

«Развитие

коммуникативной

деятельности»

(разделы

«Развитие

коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества»).
Занятия

по

коррекционному

курс

«Психокоррекционные

занятия

(психологические)» могут проводиться в разных формах фронтальной работы (парами,
малыми группами), а также индивидуально.
Коррекционный

курс

«Психокоррекционные

занятия

(дефектологические)»

направлен на развитие необходимых для формирования учебных компетенций приемов
мыслительной

деятельности,

ослаблении

нарушений

познавательных

процессов,

специальном формировании метапредметных умений и социальных (жизненных)
компетенций.
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция
и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование
умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения
программного материала.
Задачи курса:
коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала;
формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие
логических мыслительных операций;
развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование
алгоритмов

учебных

навыков,

коррекция

учебной

деятельности,

специальное

формирование ее структурных компонентов;
специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение
программного материала;
формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.
Коррекционный

курс

«Психокоррекционные

занятия

(дефектологические)»

построен по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного
наполнения модулей и конкретных тем. В рамках курса учитель-дефектолог корригирует
познавательную деятельность, используя материал учебных предметов, что обеспечивает
связь с учебной программой. При отборе методов, приемов и подходов в коррекционной
работе специалист руководствуется особыми образовательными потребностями данной
категории обучающихся и учитывает индивидуальные различия и особенности каждого
школьника с ЗПР. Модульный принцип построения курса подразумевает определение
приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от особенностей
ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов
модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме. Учитель-дефектолог

может

гибко

варьировать

распределение

часов,

ориентируясь

на

потребности

обучающихся.
В соответствии с целями и задачами коррекционного курса «Психокоррекционные
занятия (дефектологические)» выделяются следующие модули и разделы программы:
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности»
(разделы: «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций
анализа, синтеза, сравнения, классификации», «Коррекция и развитие базовых логических
действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации»,
«Развитие логических умений делать суждения умозаключение, определять и подводить
под понятие», «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и
поговорок, текстов»).
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном
материале»

(разделы:

«Познавательные

«Познавательные

действия

при работе

познавательных

процессов»,

действия

при

работе

с

алгоритмами»,

с информацией, коррекция и развитие

«Познавательные

действия

по

преобразованию

информации»).
Занятия

по

коррекционному

курс

«Психокоррекционные

занятия

(дефектологичекие)» могут проводиться в разных формах фронтальной работы (парами,
малыми группами), а также индивидуально.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование
речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков
речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения,
преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к
самоконтролю собственной речи.
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» - коррекция и преодоление
или ослабление имеющихся нарушений (недостатков) устной и письменной речи
обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций,
формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи курса:
коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
совершенствование зрительно-пространственных и пространственно- временных
представлений;
совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости,
навыков грамотного письма;

коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» построена по
модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из направлений
коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого
нарушения при ЗПР. Модульное построение программы курса позволяет осуществлять
дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых
возможностей обучающихся с ЗПР. Учитель-логопед может структурировать содержание
программного материала по курсу, исходя из потребностей учащегося с ЗПР или группы,
увеличивая количество часов на изучение одного или нескольких модулей либо
равномерно распределяя время на изучение каждого модуля. Проведение коррекционноразвивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию
содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после
изучения конкретной темы модуля интегрирует ее материал для закрепления в структуру
последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически
связанных тем из разных модулей.
В соответствии с целями и задачами коррекционного курса «Логопедические
занятия» выделяются следующие модули:
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика,
орфоэпия, графика»;
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков
словообразования. Морфемика»;
Модуль

«Коррекция

и

развитие

лексико-грамматической

стороны

речи.

Морфология»;
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение,
аудирование, чтение, письмо)».
Занятия по коррекционному курс «Логопедические занятия» могут проводиться в
разных формах фронтальной работы (парами, малыми группами), а также индивидуально.
Направления, общее содержание и организацию дополнительных коррекционноразвивающих занятий (сроки проведения, количество часов в неделю, формы проведения индивидуально, парами или малыми группами) определяет 1111к образовательной
организации

с

учетом

выявленных

особых

образовательных

потребностей,

индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
В

зависимости

от

направления

коррекционно-развивающей

работы

на

дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, определенного для каждого
обучающегося ППк образовательной организации, в ней могут участвовать учитель-

дефектолог

(олигофренопедагог),

педагог-психолог,

учитель-дефектолог,

учителя-

предметники и другие педагогические работники.
Время, отведённое на коррекционные курсы и дополнительные коррекционноразвивающие занятия, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной

нагрузки

финансирования,

обучающихся,

направляемых

но
на

учитывается

при

определении

реализацию

адаптированной

объёмов
основной

образовательной программы.
Занятия коррекционных курсов и дополнительные коррекционно-развивающие
занятия в соответствии с «Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы
обучающегося», могут быть организованы модульно, в том числе на основе сетевого
взаимодействия.
Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность при
проведении коррекционно-развивающих курсов, а также дополнительных коррекционноразвивающих

занятий

разрабатывают

индивидуально

ориентированные

рабочие

программы с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей

обучающихся,

проводят

занятия

в

соответствии

с

расписанием,

осуществляют стартовую диагностику и мониторинг достижения обучающимися
планируемых

результатов,

анализ

и

оценку

полученных

данных,

проводят

консультативную и информационно-просветительскую работу.
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса должна иметь следующую
структуру:
пояснительная записка;
общая характеристика коррекционного курса;
цели и задачи изучения коррекционного курса;
место коррекционного курса в учебном плане;
основные содержательные линии программы коррекционного курса;
содержание коррекционного курса (по классам);
планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Консультативное направление.
Данное направление работы обеспечивает непрерывность специального психологопедагогического сопровождения обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам образования
и социализации обучающихся, повышения уровня родительской компетентности и
активизации роли родителей (законных представителей) в воспитании своих детей.
Консультативная работа включает:
выработку педагогами и специалистами совместных обоснованных рекомендаций
по основным направлениям работы с каждым обучающимся;

консультирование

специалистами

педагогов

по

выбору

индивидуально

ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ЗПР в освоении ими
адаптированной образовательной программы основного общего образования;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приемов коррекционного обучения обучающегося с ЗПР;
консультативную поддержку обучающихся с ЗПР, направленную на содействие
осознанному выбору будущей профессиональной деятельности, формы и места
дальнейшего профессионального обучения в соответствии интересами, индивидуальными
способностями и склонностями с учетом имеющихся ограничений.
Консультативную

работу

осуществляют

все

педагогические

работники

образовательной организации.
Рекомендуется составление совместного плана и отчета по консультативной
работе, проводимой педагогическими работниками с обучающимися класса и их семьями
(на четверть или полугодие).
Информационно-просветительское направление.
Данное направление предполагает разъяснительную деятельность по вопросам,
связанным с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР, в том числе
с обеспечением наиболее полноценного образования и развития, созданием необходимых
условий для социальной адаптации.
Информационно-просветительская работа включает: информационную поддержку
образовательной деятельности обучающихся с
ЗПР посредством размещения информации на официальном сайте образовательной
организации и страницы образовательной организации в социальных сетях;
различные

формы

просветительской

деятельности

(вебинары,

онлайн-

консультации, беседы, размещение информации на официальном сайте образовательной
организации и странице образовательной организации в социальных сетях);
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-психологических особенностей различных групп обучающихся с ЗПР.
Информационно-просветительская работа может проводиться с обучающимися, с
педагогическими и другими работниками образовательных или иных организаций,
включая в том числе организации дополнительного и профессионального образования,
социальной

сферы,

здравоохранения,

правопорядка,

с

родителями

(законными

представителями), представителями общественности.
Информационно-просветительскую работу проводят все педагогические работники
образовательной организации.

Рекомендуется составление совместного плана и отчета по информационнопросветительской работе, проводимой педагогическими работниками образовательной
организации (на четверть или полугодие).
II. Механизмы реализации программы
Основным механизмом реализации ПКР является организованное взаимодействие
всех участников образовательного процесса, которое обеспечивается посредством
деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк).
Консилиум определяется как одна из организационных форм совместной
деятельности

педагогов,

специалистов

службы

психолого-педагогического

сопровождения и родителей, которая направлена на решение задач комплексной оценки
возможностей,

особенностей

развития,

особых

образовательных

потребностей

обучающихся с ЗПР и определяет стратегию оказания психолого-педагогической помощи
с учетом имеющихся ресурсов как в самой образовательной организации, так и за ее
пределами.
Задачами деятельности ППк образовательной организации являются:
обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса в решении
вопросов адаптации и социализации обучающихся с ЗПР;
организация и проведение комплексного психолого-педагогического обследования
и подготовка коллегиального заключения;
определение

характера,

продолжительности

и

эффективности

психолого-

педагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях образовательной
организации;
определение
сопровождения,

дифференцированных
индивидуализация

психолого-педагогических

специальных

образовательных

технологий
условий,

проектирование индивидуальных траекторий развития обучающихся с ЗПР;
отслеживание динамики развития обучающегося и эффективности реализации
ПКР;
разработка

коллегиальных

рекомендаций

педагогам

для

обеспечения

индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся в процессе обучения и
воспитания;
подготовка ПКР.
ПКР может быть подготовлена рабочей группой образовательной организации
поэтапно.
На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение
коррекционной

работы,

анализируется

состав

классов,

особые

образовательные

потребности разных групп обучающихся с ЗПР, а также изучаются результаты их

обучения на уровне начального общего образования; создается (систематизируется,
дополняется) фонд методических рекомендаций.
На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания
обучающихся с ЗПР, механизмы реализации ПКР, в том числе раскрываются её
направления и ожидаемые результаты, описываются специальные требования к условиям
реализации

ПКР.

Особенности

содержания

индивидуально

ориентированной

коррекционно-развивающей работы определяются при составлении рабочих программ.
На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза ПКР, возможна
ее доработка; обсуждение хода реализации ПКР проводится психолого-педагогическим
консилиумом

образовательной

организации,

методическими

объединениями

педагогических работников; принимается итоговое решение.
Психолого-педагогическое сопровождение оказывается обучающимся с ЗПР на
основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных
представителей).
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР
регламентируются локальными нормативными актами образовательной организации, а
также ее уставом.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся с ЗПР
является

систематическое

взаимодействие

педагогических

работников

и

других

специалистов образовательной организации, представителей администрации и родителей
(законных представителей).
Механизм

взаимодействия

предусматривает

общую

целевую

и

единую

стратегическую направленность коррекционно-развивающей работы, реализующейся в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, которая осуществляется
педагогическими работниками образовательной организации, а также на основе сетевого
взаимодействия медицинскими работниками (при необходиоти), работниками в том числе
организаций дополнительного образования, социальной защиты.
Механизм реализации ПКР раскрывается в учебном плане, во взаимосвязи разделов
ПКР, в том числе в «Индивидуальных планах коррекционно-развивающей работы»
обучающихся и рабочих программах коррекционных курсов и, при необходимости,
дополнительных коррекционно-развивающих занятий, в программах учебных предметов и
внеурочной деятельности обучающихся, во взаимодействии внутри образовательной
организации,

в

сетевом

многофункциональном

взаимодействии

комплексе,

а

с

также

образовательными
с

организациями

образовательными

в

организациями

дополнительного образования, здравоохранения, социальной защиты.
Рекомендуется

планировать

коррекционно-развивающую

работу

во

всех

организационных формах деятельности образовательной организации: на уроках и в

процессе внеурочной деятельности. При организации дополнительного образования на
основе адаптированных программ разной направленности (например, художественноэстетической, спортивно-оздоровительной) осуществляется коррекционно-развивающая
работа с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, их
индивидуальных особенностей и интересов.
В образовательной организации, с учётом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, педагогическими работниками совместно со всеми участниками
образовательных отношений могут быть разработаны индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов для обучающихся может осуществляться
при дистанционной поддержке (с учётом возможностей каждого обучающегося), а также
поддержке тьютора образовательной организации.
Требования к условиям реализации программы

III.

Психолого-педагогическое обеспечение:
обеспечение

дифференцированных

условий

(оптимальный

режим

учебных

нагрузок);
обеспечение

психолого-педагогических

условий

реализации

коррекционно-

развивающей направленности образовательного процесса;
учет

особых

образовательных

потребностей

обучающихся

с

ЗПР,

их

индивидуальных особенностей;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
особая пространственная и временная организация образовательной среды и
процесса обучения с учетом особенностей обучающихся с ЗПР подросткового возраста;
использование специальных методов и приемов, средств обучения, специальных
дидактических и методических материалов с учетом специфики трудностей в овладении
предметными знаниями на уровне основного общего образования и формировании сферы
жизненной компетенции;
создание организационных, мотивационных и медико-психологических условий
для поддержания умственной и физической работоспособности с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающегося с ЗПР;
обеспечение

системы

комплексной

психолого-педагогической

помощи

обучающимся с ЗПР в условиях образовательной организации (в том числе на основе
сетевого взаимодействия);
организация
коррекцию

и

психолого-педагогического

ослабление

имеющихся

сопровождения,

нарушений

в

направленного

познавательной,

на

речевой,

эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сферах;
осуществление коррекции познавательной деятельности и речевой сферы в
процессе реализации образовательных программ основного общего образования и при

реализации ПКР на уровне основного общего образования как основы коррекции
имеющихся у обучающегося с ЗПР нарушений;
осуществление психологического и социального сопровождения обучающегося с
ЗПР, направленное на его личностное становление и профессиональное самоопределение,
на профилактику социально нежелательного поведения, развитие навыков соблюдения
правил кибербезопасности при общении в социальных сетях;
специальные

групповые

психокоррекционные

занятия

по

формированию

саморегуляции познавательной деятельности и поведения; закрепление и активизация
навыков социально одобряемого поведения;
усиление видов деятельности, специфичных для данной категории обучающихся,
обеспечивающих осмысленное освоение содержания образования как в его академической
части, так и в части формирования социальных (жизненных) компетенций: усиление
предметно-практической деятельности с активизацией сенсорных систем; чередование
видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с
опорой

на

алгоритм;

«пошаговость»

в

изучении

материала;

использование

дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы).
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие семьи и
ребенка; поддержку и включение семьи в процесс абилитации обучающегося средствами
образования и ее особую подготовку силами специалистов;
возможность тьюторского сопровождения, необходимость и длительность которого
определяется психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации;
мониторинг динамики индивидуальных образовательных достижений и уровня
психофизического развития обучающегося с ЗПР;
мониторинг

соответствия

созданных

условий

особым

образовательным

потребностям обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования.
Организация процесса обучения обучающихся с ЗПР предусматривает применение
здоровьесберегающих технологий. Для обучающихся с ЗПР необходимы:
рациональная смена видов деятельности на уроке с целью предупреждения
быстрой утомляемости обучающихся; организация подвижных видов деятельности,
динамических пауз;
использование коммуникативных игр для решения учебных задач и формирования
положительного отношения к учебным предметам;
формирование культуры здорового образа жизни при изучении предметов и
коррекционных курсов;
формирование комфортной психологической атмосферы в процессе общения со
сверстниками и преподавателями на занятиях по учебным предметам, коррекционным
курсам и во внеурочное время.

Программно-методическое обеспечение.
В процессе реализации ПКР могут быть использованы рабочие коррекционноразвивающие

программы

направленности,

психолого-педагогической

диагностический

и

и

социально-педагогической

коррекционно-развивающий

инструментарий,

необходимый для осуществления профессиональной деятельности в том числе педагогапсихолога,

учителя-дефектолога

(олигофренопедагога),

учителя-логопеда,

учителя-

предметника, социального педагога.
Кадровое обеспечение.
Коррекционно-развивающая работа осуществляться учителями- дефектологами
(олигофренопедагогами), педагогами-психологами, учителями- логопедами, социальными
педагогами, специалистами по адаптивной физической культуре, а также педагогическими
работниками (в том числе учителями- предметниками), имеющими специальную
подготовку в области образования детей с ЗПР. При необходимости в процессе
реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР возможно временное или постоянное
участие тьютора (ассистента).
Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой
занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по
соответствующей должности.
Обеспечивается систематическое повышение квалификации или переподготовка
работников образовательных организаций, реализующих АООП ООО (вариант 7).
Педагогические работники образовательной организации, реализующей АООП
ООО (вариант 7), должны обладать профессиональными компетенциями в области
организации и осуществления образовательно-коррекционной и воспитательной работы с
обучающимися

с

ЗПР

с

учетом

их

особых

образовательных

потребностей,

индивидуальных особенностей, проведения мониторинга достижения обучающимися
планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, анализа и оценки
полученных данных, подготовки учебно-методической документации.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей
материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среду образовательной организации, в том числе надлежащие материальнотехнические условия, обеспечивающие возможность проведения коррекционных курсов,
дополнительных

коррекционно-развивающих

занятий,

организацию

учебной

и

внеурочной деятельности в соответствии с особыми образовательными потребностями
обучающихся.

Кабинеты специалистов должны быть оснащены необходимым оборудованием,
диагностическими

комплектами,

коррекционно-развивающими

и

дидактическими

средствами обучения и воспитания обучающихся с ЗПР.
Должно быть организовано пространство для отдыха и двигательной активности
обучающихся на перемене и во второй половине дня.
Требования к материально-техническому обеспечению ПКР ориентированы не
только

на

обучающегося,

но

и

на

всех

участников

процесса

образования.

Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса
координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлеченных в процесс
образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ЗПР.
Информационное обеспечение.
Необходимым условием реализации ПКР является создание информационной
образовательной среды, на этой основе развитие при необходимости, временной
дистанционной формы обучения с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа педагогических
работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов,
учитывающих особенности и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Результатом реализации указанных требований является создание комфортной
развивающей образовательно-коррекционной среды, преемственной по отношению к
начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного
общего образования обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных
потребностей, обеспечивающей качественное образование, социальную адаптацию,
достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов,
доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей).
IV.

Планируемые результаты коррекционной работы

ПКР предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС
ООО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ЗПР ПКР выступает наличие положительной динамики обучающихся в
интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных
достижений, расширение сферы жизненной компетенции и преодоления (ослабления)
нарушений развития.

Планируемые результаты ПКР имеют дифференцированный характер и могут
определяться индивидуальными программами развития обучающихся.
В зависимости от формы организации коррекционно-развивающей работы
планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные),
определяемые с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, его
предыдущих индивидуальных достижений.
Планируемые результаты реализации ПКР включают:
описание достижения каждым обучающимся сформированности конкретных
качеств личности с учетом социокультурных норм и правил, способности к социальной
адаптации

в

обществе;

овладения

универсальными

учебными

действиями

(познавательными, коммуникативными, регулятивными); достижения планируемых
предметных результатов образования и результатов коррекционных курсов в соответствии
с ПКР, а также дополнительных коррекционно-развивающих занятий, рекомендованных
обучающемуся ППк образовательной организации с учетом рекомендаций ПМПК и
И11РА (при наличии);
анализ достигнутых результатов, выводы и рекомендации.
Мониторинг

достижения

обучающимися

планируемых

результатов

ПКР

предполагает:
проведение

специализированного

комплексного

психолого-педагогического

обследования каждого обучающегося с ЗПР, в том числе показателей развития
познавательной, эмоциональной, регуляторной, личностной, коммуникативной и речевой
сфер, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и социальную адаптацию, при переходе на уровень
основного общего образования (стартовая диагностика в начале обучения в пятом классе),
а также не реже одного раза в полугодие;
систематическое осуществление психолого-педагогических наблюдений в учебной
и внеурочной деятельности;
проведение мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания
(проводится в начале обучения в пятом классе, а также не реже одного раза в полугодие);
изучение мнения о социокультурном развитии обучающихся педагогических
работников и родителей (законных представителей) (проводится при переходе на уровень
основного общего образования, а также не реже одного раза в полугодие).
Изучение достижения каждым обучающимся с ЗПР планируемых результатов ПКР
проводится педагогическими работниками в том числе учителями- дефектологами,
педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, учителямипредметниками, классными руководителями.

В процессе изучения результатов ПКР используются диагностические методики и
материалы

мониторинга,

разрабатываемые

каждым

педагогическим

работником

образовательной организации в соответствии с его функциональными обязанностями, а
также портфолио достижений обучающегося.
При оценивании результатов коррекционной работы может использоваться
накопительная

оценка

(на

основе

текущих

оценок)

собственных

достижений

обучающегося, оценка на основе его портфолио достижений, а также оценка в
соответствии

с

критериями,

определенными

в

каждой

методике

психолого¬педагогического обследования.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР ПКР, в том числе
расширения сферы жизненной компетенции, используется метод экспертной оценки,
который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов) и родителей обучающегося. Оценка может
выражаться в уровневой шкале, например: 3 балла - значительная динамика, 2
балла - удовлетворительная динамика, 1 балл - незначительная динамика, 0 баллов отсутствие динамики.
Решение о достижении обучающимися планируемых результатов ПКР принимает
ППК образовательной организации на основе анализа материалов комплексного изучения
каждого обучающегося с ЗПР, разрабатывает рекомендации для дальнейшего об учения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».