Приложение № 5
к адаптированной образовательной программе
основного общего образования
для обучающихся с ОВЗ, утвержденной
приказом МБОУ ГО Заречный «СОШ № 6»
от 31 августа 2023 г. № 207
Рабочая программа воспитания
Пояснительная записка.
1.
Рабочая программа воспитания для образовательных организаций (далее Программа воспитания) разработана на основе Федеральной программы воспитания.
Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами
воспитания
для
образовательных
организаций
дошкольного
и
среднего
профессионального образования.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации;
разрабатывается
и
утверждается
с
участием
коллегиальных
органов
управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов
родителей (законных представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения,
принятым
в
российском
обществе
на
основе
российских
базовых
конституционных норм и ценностей;
предусматривает
историческое
просвещение,
формирование
российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся;
ориентирована
на
помощь
в
формировании
жизненной
компетенции
обучающихся.
Программа
воспитания
включает
три
раздела:
целевой,
содержательный,
организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за
исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями
образовательной
организации:
организационно-правовой
формой,
контингентом
обучающихся
и
их
родителей
(законных
представителей),
направленностью
образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.
Целевой раздел.
2.
Содержание
воспитания
обучающихся
в
образовательной
организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и
нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
Цель и задачи воспитания обучающихся.
1.
Цель воспитания обучающихся в образовательной организации: развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
2.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации: усвоение
обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение
соответствующего
этим
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ
в соответствии с ФГОС ООО, включая личностные результаты освоения ПКР.
3.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
осознание
российской
гражданской
идентичности;
сформированность
ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
сформированность жизненных компетенций, необходимых для успешной
социальной адаптации.
4.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется
на
основе
аксиологического,
антропологического,
культурно-
исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивное,
возрастосообразности
и
с
учетом
особых
образовательных потребностей обучающихся.
Направления воспитания.
Программа
воспитания
реализуется
в
единстве
учебной,
коррекционно-
развивающей и воспитательной деятельности образовательной организации по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт
деятельности на их основе, в том числе в части:
1.
Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2.
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
3.
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских
семейных
ценностей;
воспитание
честности,
доброты,
милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4.
Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5.
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей и двигательной активности с учетом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях; преодоление недостатков двигательного и физического развития.
6.
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
самостоятельность в быту, доступную трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном
труде
в
российском
обществе,
достижение
выдающихся
результатов
в
профессиональной деятельности.
2.4.1.7.
Экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
2.4.1.8.
Ценности
научного
познания,
ориентированного
на
воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и
общественных потребностей.
2.5.
Целевые ориентиры результатов воспитания.
2.5.1. Требования к личностным результатам освоения обучающимися
АООП ООО установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС ООО.
2.5.2. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием
(гражданских,
воспитания
обучающихся
конституциональных)
на
основе
ценностей,
российских
обеспечивают
базовых
единство
воспитания, воспитательного пространства.
2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
2.5.3.1.
Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине - России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины - России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
2.5.3.2.
Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
2.5.3.3.
Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
проявляющий
интерес
и
уважение
к
отечественной
и
мировой
художественной культуре;
проявляющий
стремление
к
самовыражению
в
разных
видах
художественной деятельности, искусстве.
2.5.3.4.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том
числе в информационной среде;
владеющий
основными
навыками
самообслуживания,
личной
и
общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие и преодоление имеющихся
ограничений с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
стремящийся к регулярной двигательной активности;
сознающий
и
принимающий
свою
половую
принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом
возраста.
2.5.3.5.
Трудовое воспитание:
сознающий
ценность
труда
в
жизни
человека,
семьи,
общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;
стремящийся к самостоятельности и независимости в быту; проявляющий
интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту и состоянию
здоровья труда, трудовой деятельности.
2.5.3.6.
Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий
готовность
в
своей
экологических
норм.
2.5.3.7.
Ценности научного познания:
деятельности
придерживаться
выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
обладающий
первоначальными
представлениями
о
природных
и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и
неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий
первоначальные
навыки
наблюдений,
систематизации
и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
3.
Содержательный раздел.
3.1.
Уклад образовательной организации.
3.1.1. В данном разделе раскрываются основные особенности уклада
образовательной организации.
3.1.2. Уклад задает порядок жизни образовательной организации и
аккумулирует
ключевые
характеристики,
определяющие
особенности
воспитательного процесса. Уклад образовательной организации удерживает
ценности,
принципы,
нравственную
культуру
взаимоотношений,
традиции
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет
условия
и
средства
общеобразовательной
воспитания,
организации
отражающие
и
ее
самобытный
репутацию
в
облик
окружающем
образовательном пространстве, социуме.
3.1.3. Ниже приведен перечень ряда основных и дополнительных
характеристик, значимых для описания уклада, особенностей условий воспитания в
образовательной организации.
3.1.4. Основные характеристики (целесообразно учитывать в описании):
основные вехи истории образовательной организации, выдающиеся события,
деятели в ее истории;
цель образовательной организации в самосознании ее педагогического
коллектива;
наиболее
значимые
традиционные
дела,
события,
мероприятия
в
образовательной организации, составляющие основу воспитательной системы;
традиции и ритуалы, символика, особые нормы этикета в образовательной
организации;
социальные партнеры образовательной организации, их роль, возможности в
развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной деятельности;
значимые для воспитания проекты и программы, в которых образовательная
организация
уже
участвует
или
планирует
участвовать
(федеральные,
региональные, муниципальные, международные, сетевые и другие), включенные в
систему воспитательной деятельности;
реализуемые инновационные, перспективные воспитательные практики,
определяющие «уникальность» образовательной организации; результаты их
реализации, трансляции в системе образования;
наличие
проблемных
зон,
дефицитов,
препятствий
достижению
эффективных результатов в воспитательной деятельности и решения этих проблем,
отсутствующие или недостаточно выраженные в массовой практике.
3.1.5. Дополнительные характеристики (могут учитываться в описании):
особенности местоположения и социокультурного окружения
образовательной
организации,
историко-культурная,
этнокультурная,
конфессиональная специфика населения местности, включенность в историкокультурный контекст территории;
контингент
обучающихся,
их
семей,
его
социально-культурные,
этнокультурные, конфессиональные и иные особенности, состав (стабильный или
нет), наличие и состав обучающихся с особыми образовательными потребностями,
обучающихся с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации и другое;
организационно-правовая форма образовательной организации, наличие
разных уровней общего образования, направленность образовательных программ, в
том числе наличие образовательных программ с углубленным изучением учебных
предметов;
режим
деятельности
образовательной
организации,
в
том
числе
характеристики по решению участников образовательных отношений (форма
обучающихся, организация питания и другое);
наличие вариативных учебных курсов, практик гражданской, духовнонравственной,
социокультурной,
экологической
и
другой
воспитательной
направленности, в том числе включенных в учебные планы по решению
участников
образовательных
отношений,
авторских
курсов,
программ
воспитательной направленности, самостоятельно разработанных и реализуемых
педагогическими работниками образовательной организации.
3.2.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом
разделе планируются, представляются по модулям.
В модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в
учебном
году
в
рамках
определенного
направления
деятельности
в
образовательной организации. Все виды и формы деятельности обучающихся в
рамках воспитательной работы при необходимости адаптируются с учетом особых
образовательных потребностей и особенностей обучающихся. Каждый из модулей
обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами,
возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность,
взаимодействие с родителями и другое).
3.2.2. В Программе воспитания представлены описания воспитательной
работы в рамках основных (инвариантных) модулей, согласно правовым условиям
реализации
образовательных
программ
(урочная
деятельность,
внеурочная
деятельность и другое). Раздел можно дополнить описанием дополнительных
(вариативных)
модулей,
общеобразовательной
если
такая
организации
деятельность
(дополнительное
реализуется
образование,
в
детские
общественные объединения, школьные медиа, школьный музей, добровольческая
деятельность, школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество,
реабилитационная (абилитационная) деятельность), а также описанием иных
модулей, разработанных образовательной организацией.
3.2.3. Последовательность описания модулей является ориентировочной, в
рабочей программе воспитания образовательной организации их можно расположить в
последовательности, соответствующей значимости в воспитательной деятельности
образовательной организации по самооценке педагогического коллектива.
3.2.4. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может
предусматривать
(указываются
конкретные
позиции,
имеющиеся
в
образовательной организации или запланированные):
максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического
сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего
содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций
для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию
приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний
своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения
со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
организацию
наставничества
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержку
исследовательской
деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.
3.2.5. Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в
рамках выбранных ими курсов, занятий (указываются конкретные курсы, занятия,
другие формы работы в рамках внеурочной деятельности, реализуемые в
образовательной организации или запланированные):
курсы,
занятия
патриотической,
гражданско-патриотической,
военно-
патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России, духовно-историческому краеведению;
курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности; курсы,
занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности; курсы, занятия
оздоровительной,
реабилитационной
(абилитационной)
и
спортивной
направленности.
3.2.6. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого
вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение
задач
воспитания
и
социализации
обучающихся,
может
предусматривать
(указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации
или запланированные):
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных
делах,
мероприятиях,
оказание
необходимой
помощи
личностного
развития
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию
интересных
и
полезных
для
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
изучение
особенностей
личностного
развития
обучающихся
путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при
необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное
общение
и поддержку обучающихся
в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и
другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через
частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися
класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение
и
(или)
разрешение
конфликтов
между
учителями
и
обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем
класса,
интеграции
воспитательных
влияний
педагогов
на
обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во
внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию
и
проведение
регулярных
родительских
собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в
классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в
отношениях с учителями, администрацией;
создание
участвующего
и
в
организацию
решении
работы
вопросов
родительского
воспитания
и
комитета
обучения
в
класса,
классе,
общеобразовательной организации;
привлечение
родителей
(законных
представителей),
членов
семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
3.2.7. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел может
предусматривать
(указываются
конкретные
позиции,
имеющиеся
в
образовательной организации или запланированные):
общешкольные
музыкальные,
праздники, ежегодные
литературные
и
другие)
творческие
(театрализованные,
мероприятия,
связанные
с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых
участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в
России,
мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение
новых социальных статусов в образовательной организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной
организации, своей местности;
социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые
и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием
социальных
партнеров,
комплексы
дел
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности;
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными
датами, значимыми событиями для жителей населенного пункта;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в
себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и
другой направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и
оборудование, за приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся в
освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение
за
поведением обучающихся
в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими
взрослыми.
3.2.8. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий может
предусматривать
(указываются
конкретные
позиции,
имеющиеся
в
образовательной организации или запланированные):
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами образовательной организации;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк,
на предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в
том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с
привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том
числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой
местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историкокультурных ландшафтов, флоры и фауны и другого;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел,
в
процессе
характеризующаяся
которых
складывается
доверительными
детско-взрослая
взаимоотношениями,
общность,
ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
3.2.9. Модуль «Организация предметно-пространственной среды». Реализация
воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать
совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных
отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе
(указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или
запланированные):
оформление
образовательную
внешнего
организацию
вида
здания,
фасада,
государственной
холла
при
символикой
входе
в
Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг,
герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды
тысячелетней истории, исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных
образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» (в том числе если образовательная
организация носит имя выдающегося исторического деятеля, ученого, героя,
защитника Отечества и других) в помещениях образовательной организации или на
прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест,
событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных
досок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и другое;
разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другое), используемой
как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации разработку, оформление,
поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых
площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для
общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных
вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная
для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.2.10. Модуль
«Взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся может предусматривать (указываются
конкретные
позиции,
имеющиеся
в
образовательной
организации
или
запланированные):
создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского комитета
образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении
вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского
сообщества в Управляющем совете образовательной организации;
тематические
родительские
собрания
в
классах,
общешкольные
родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и
педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей),
на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации
психологов,
врачей,
социальных
работников,
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
служителей
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в сети
Интернет, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных
консилиуме
в
нормативными
образовательной
документами
организации
о
в
психолого-педагогическом
соответствии
с
порядком
привлечения родителей (законных представителей);
привлечение
родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей,
приемных
детей
целевое
взаимодействие
с
их
законными
представителями.
3.2.11. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации может предусматривать (указываются конкретные
позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся или других), избранных обучающимися;
представление
органами
ученического
самоуправления
интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной
организации.
3.2.12. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация, воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях
формирования
и
поддержки
безопасной
и
комфортной
среды
в
образовательной организации может предусматривать (указываются конкретные
позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности
деятельности;
жизнедеятельности
как
условия
успешной
воспитательной
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение
групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение,
зависимости и другое);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска
силами
педагогического
коллектива
и
с
привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников
социальных служб, правоохранительных органов, опеки и других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
вовлечение
обучающихся
в
воспитательную
деятельность,
проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных рисков в
образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные,
против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения,
культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой
среде,
на
транспорте,
на
воде,
безопасности
дорожного
движения,
противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской
безопасности, гражданской обороне и другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику
правонарушений,
девиаций
посредством
организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в
том
числе
профессиональной,
религиозно-духовной,
благотворительной,
художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния
маргинальных
групп
обучающихся
в образовательной организации
(оставивших
обучение,
криминальной
направленности, с агрессивным поведением и других);
профилактику
специальной
расширения
групп,
психолого-педагогической
семей
обучающихся,
поддержки
и
требующих
сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
3.2.13. Модуль «Социальное партнерство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства может
предусматривать
(указываются
конкретные
позиции,'
имеющиеся
в
образовательной организации или запланированные):
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии
с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни
открытых
дверей,
государственные,
региональные,
школьные
праздники,
торжественные мероприятия и другие);
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий,
внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских)
актуальных
с
представителями
проблем,
касающихся
организаций-партнеров
жизни
для
образовательной
обсуждений
организации,
муниципального образования, региона, страны;
реализация
социальных проектов,
обучающимися,
совместно
разрабатываемых
педагогами с организациями-партнерами
благотворительной,
экологической,
направленности,
патриотической, трудовой и
ориентированных
на
воспитание
другой
обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное
окружение;
взаимодействие школы с
общественными организациями лиц с
инвалидностью (региональных отделений ВОРДИ, ВОГ, ВОС, и другими).
3.2.14. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации может предусматривать (указываются конкретные
позиции, имеющиеся в общеобразовательной организации или запланированные):
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному
планированию
профессионального будущего;
и реализации своего
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях,
условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии
на
предприятия,
в
организации,
дающие
начальные
представления о существующих профессиях, доступных для обучающихся с
НОДА, и условиях работы;
посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить
соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
участие
индивидуальное
в
работе
всероссийских
консультирование
профориентационных
педагогом-психологом,
проектов;
учителем-
дефектологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по
вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей
обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности,
дополнительного образования.
4.
Организационный раздел.
4.1.
Кадровое обеспечение.
В данном разделе могут быть представлены решения в образовательной
организации, в соответствии с ФГОС общего образования всех уровней, по разделению
функционала, связанного с планированием, организацией, обеспечением, реализацией
воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических
работников в сфере воспитания;
психологопедагогического сопровождения обучающихся; по привлечению
специалистов
других
организаций
(образовательных,
социальных,
правоохранительных и других).
4.2.
Нормативно-методическое обеспечение.
В данном разделе могут быть представлены решения на уровне
образовательной организации по принятию, внесению изменений в должностные
инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности,
ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного
процесса,
сотрудничеству
с
социальными
партнерами,
нормативному,
методическому обеспечению воспитательной деятельности.
Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые
вносятся изменения в связи с утверждением рабочей программы воспитания.
4.3.
Требования к условиям работы с обучающимися с ОВЗ.
4.3.1. Требования к организации среды для
обучающихся
с
ОВЗ
определенной нозологической группы отражаются в АООП ООО.
4.3.2. Для реализации воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ
создаются
специальные
условия
в
соответствии
с
психофизическими
особенностями таких обучающихся.
4.3.3. Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:
обеспечение включенности обучающихся с ОВЗ во все виды деятельности в
доступных для них пределах;
стимулирование
стремления
обучающихся
к
самостоятельности,
независимости в быту, мобильности;
налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в социум;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
построение
воспитательной деятельности с
учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
4.3.4. При организации воспитания обучающихся с ОВЗ необходимо
ориентироваться на:
формирование личности обучающегося с использованием адекватных
возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных
средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы
воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся.
4.4. Система
поощрения
социальной
успешности
и
проявлений
активной
жизненной позиции обучающихся.
4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у
обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,
максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
4.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
соответствия
артефактов
и
процедур
награждения
укладу
общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике
общеобразовательной организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования
частоты
награждений
(недопущение
избыточности
в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную
межличностные
и
коллективную
противоречия
активность
обучающихся,
преодолевать
между обучающимися, получившими
и не
получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных
представителей)
обучающихся,
сообщества, самих обучающихся,
ученического
представителей;
самоуправления),
представителей
их представителей (с
сторонних
организаций,
родительского
учетом
их
наличия
статусных
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
4.4.3. Формы поощрения
проявлений активной
жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав
расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная
поддержка.
4.4.4. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее
организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями
(законными
представителями)
по
собиранию
(накоплению)
артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах).
Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
4.4.5. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся
или
названий
(номеров)
групп
обучающихся,
классов
в
последовательности,
определяемой их успешностью, достижениями.
4.4.6. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся
(классов)
может
заключаться
в
материальной
поддержке
проведения
в
образовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения
внешкольных
мероприятий,
различных
форм
совместной
деятельности
воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в
помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность
предусматривает
публичную
презентацию
благотворителей и их деятельности.
4.4.7. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение
благотворителей, в том числе из социальных партнеров, их статус, акции,
деятельность должны соответствовать укладу общеобразовательной организации,
цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями
родительского
сообщества
во
избежание
деструктивного
воздействия
на
взаимоотношения в образовательной организации.
4.5.
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровне основного общего образования, установленными ФГОС
ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный
план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
4.6.
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками,
обучающимися и родителями;
развивающий
использование
характер
его
осуществляемого
результатов
для
анализа
ориентирует
совершенствования
на
воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и
задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнерами);
распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это
результат
как
образовательная
организованного
организация
социального
участвует
воспитания,
наряду
с
другими
в
котором
социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
4.7.
Основные
(предложенные
особенностей
направления
направления
уклада,
можно
традиций,
анализа
воспитательного
уточнять,
ресурсов
корректировать,
образовательной
процесса
исходя
из
организации,
контингента обучающихся и другого).
4.7.1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим
обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей
или педагогическом совете.
4.7.1.2.
Основным способом получения информации о результатах
воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение.
4.7.1.3.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на
вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся
удалось
решить за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые
проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому
коллективу.
4.7.2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
4.7.2.1.
Критерием, на основе которого осуществляется данный
анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
4.7.2.2.
Анализ
проводится
заместителем
директора
по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогомпсихологом, социальным педагогом (при наличии), классными руководителями с
привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета
обучающихся.
4.7.2.3.
Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями),
педагогическими
работниками,
представителями
совета
обучающихся.
4.7.2А Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете.
4.7.2.5.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с
качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную
работу):
реализации
воспитательного
потенциала
урочной
деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных
руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел,
мероприятий; внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с
родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по
профилактике и безопасности;
реализации
потенциала
социального
партнерства;
деятельности
по
профориентации обучающихся; и другое по дополнительным модулям.
4.7.2.6.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем,
над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
4.7.2.7.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным.