МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРЕЧНЫЙ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» ПОЛОЖЕНИЕ об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 2022 г. Приложение к приказу № 2-ОД от 10.01.2022 г. Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Общие положения 1. 1.1. Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МКОУ ГО Заречный «СОШ № 6» (далее – Школа) разработано: в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ); Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (далее – ФГТ); Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных норм и правил СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; уставом Школы. 1.2. Электронное применяются в целях: обучение и дистанционные образовательные технологии предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы независимо от местонахождения и времени; повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения и электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся; создания условий для разработки индивидуальных траекторий обучающихся; реализации образовательной деятельности в периоды особых режимных условий. 1.3. В настоящем Положении используются термины: Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является место нахождения Школы независимо от места нахождения обучающихся. 1.5. Видами использования электронного образовательных технологий являются: обучения и дистанционных реализация образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; реализация образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как вспомогательного средства; временный перевод обучающихся на обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в периоды особых режимных условий. 2. Компетенция Школы при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 2.1. Школа вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 2.2. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 2.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа: обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административнохозяйственных работников; оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронноцифровой форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 г. № 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 2.4. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа вправе не предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории. 2.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе при временном переводе всех обучающихся на обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в периоды особых режимных условий, Школа самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций: создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. 2.6. Школа вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть интернет. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайнкурсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов. 2.7. Школа самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3. Учебно-методическое, техническое и программное обеспечение 3.1. Реализация образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивается разработанным учебным, учебно-методическим материалом, позволяющим осуществить педагогический процесс в дистанционном формате в соответствии с реализуемыми образовательным программами. 3.2. Учебно-методическое обеспечение должно обеспечивать организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий, промежуточный и итоговый контроль), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3.3. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий школа обеспечивает доступ обучающихся к электронной информационной образовательной среде, представляющей собой совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и достаточных для организации опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся с преподавателями, а также между собой. 3.4. Организация дистанционного обучения может осуществляться на базе электронных ресурсов – платформы Скайп и других. Для осуществления бесперебойного процесса может быть разработана инструкция по пошаговым действиям участников дистанционного обучения. 3.5. Организация дистанционного обучения обеспечивается соответствующим техническим оборудованием. В случае необеспеченности отдельных обучающихся достаточным оборудованием решение об обеспечении дистанционного обучения для таких обучающихся решается в индивидуальном порядке. 3.6. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по учебным предметам школа обеспечивает возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) каждому обучающемуся. 4. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий 4.1. Выбор предметов для изучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий может осуществляться учащимися или родителями (законными представителями) по согласованию со Школой. 4.2. С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут организовываться такие виды учебных видов деятельности (занятий и работ), как: видеоуроки (уроки в записи); уроки-конференции (урок в реальном времени с возможностью видео коммуникаций преподавателя и группы обучающихся); уроки-вебинары (урок в реальном времени для группы обучающихся в зависимости от заложенного в «вебинарной комнате» функционала: от коммуникации через чат – до возможностей конференции); организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся (учебный процесс, связанный с обменом информацией между преподавателем и учащимся на основе учебных материалов, направленных преподавателем учащемуся по установленным каналам связи); индивидуальные занятия (урок преподавателя с одним обучающимся); консультации с преподавателями; контроль и оценка (форма текущего контроля, промежуточной аттестации); а также иные виды учебной деятельности, предусмотренные образовательными программами. При разработке поурочного планирования, самостоятельной работы обучающихся необходимо учитывать продолжительность непрерывной работы с изображениями на индивидуальном мониторе компьютера, установленную Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных норм и правил СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания": 1-2 классы - 15 минут, 3-4 классы - 15 минут, 5-7 классы - 20 минут, 8-11 классы - 25 минут. 4.3. При необходимости допускается интеграция форм обучения: очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. В этом случае, при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как вспомогательного средства, образовательный процесс осуществляется в соответствии с установленными учебными планами, графиками образовательного процесса, расписанием учебных предметов. 4.4. При запланированной реализации образовательных программ или их частей исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательный процесс осуществляется в соответствии с установленными учебными планами, графиками образовательного процесса, расписанием учебных предметов. 4.5. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа самостоятельно: 4.5.1. Издает приказ о переводе всех обучающихся на дистанционное обучение в связи с периодом особых режимных условий, в котором определяет необходимые корректировки образовательные программы и(или) учебные планы в части изменения календарных, календарно-тематических планов, графиков текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, форм обучения. 4.5.2. Назначает ответственного за консультирование педагогических работников и обучающихся по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 4.5.3. Формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждому предмету, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут; 4.5.4. Информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным предметам, консультаций; 4.5.5. Обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме. В случае невозможности применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, Школа вправе осуществить: плановые перерывы при получении образования в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком с учетом положений статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации о времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, перевод обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам. 4.6. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе при временном переводе всех обучающихся на обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, Школа самостоятельно определяет какие учебные предметы требуют присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером, а какие могут осваиваться в свободном режиме. 4.7. Учет посещаемости и успеваемости обучающихся осуществляется на основе форм учебной документации, применяемой в Школе. При необходимости возможны дополнительные инструкции к ведению журнала учета успеваемости и посещаемости обучающихся, разработка вкладышей к журналу. 5. Организация рабочего времени педагогических работников 5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации рабочее время преподавателя включает проведение учебных занятий (нормируемая часть рабочего времени) и другую педагогическую работу (ненормируемая часть рабочего времени). При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе при временном переводе всех обучающихся на обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий учебная нагрузка распределяется следующим образом: 5.1.1. Проводимые индивидуальные занятия, уроки-конференции, уроки-вебинары, организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся, консультации (собеседования) с обучающимися, контроль и оценивание; 5.1.2. «другая педагогическая работа»: проведение работ по корректировке календарных, календарно-тематических планов, по внесению изменений в рабочую программу учебного предмета; разработка уроков (поурочное планирование, создание подробного поурочного плана); разработка и оформление учебного материала для самостоятельной работы учащихся, в том числе создание видеоуроков, фонограмм, анализ и подбор электронных ресурсов; оперативное информирование обучающихся и родителей об особенностях организации учебного процесса; рассылка необходимых учебных материалов; организация самостоятельной работы обучающихся; контроль и оценка самостоятельной работы обучающихся, проведение консультаций для родителей, методическое сопровождение полезного досуга обучающихся. 5.2. Трудовыми действиями учителя музыки при временном переводе всех обучающихся на обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должны быть: запись фонограмм исполнительского репертуара и обеспечение обучающихся данным музыкальным материалом, прослушивание (в том числе, совместно с преподавателем) подготовленного обучающимися музыкального материала, прием и оценивание исполнения песен. 5.3. Трудовыми действиями учителя физической культуры при временном переводе всех обучающихся на обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должна быть: объяснения техники выполнения разучиваемых движений (упражнений), исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений. 5.4. Учет часов учебной работы педагогических работников осуществляется на основании ежедневных отчетов учителей по форме, установленной приказом директора Школы.