Приложение 3
к основной образовательной программе
начального общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения Городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа № 6»,
утвержденной приказом от 31.08.2022 № 202 ОД
Программа
формирования универсальных учебных действии
у обучающихся
на уровне начального общего образования
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Программа формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) у
обучающихся обеспечивает решение задач общекультурного, ценностно-личностного,
познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостной образовательной
деятельности в ходе изучения обучающимися системы учебных предметов и дисциплин, в
метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения
важных задач жизнедеятельности обучающихся.
На уровне начального общего образования при организации образовательной
деятельности особое значение имеет обеспечение сбалансированного развития у
обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления,
исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического
мышления. Существенную роль в этом играют такие дисциплины, как «Литературное
чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и
релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает
определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
В частности, учебные предметы «Русский язык» обеспечивают формирование
познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает
возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления
причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической
структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы
букв обеспечивают развитие знаково-символических действий — замещения (например,
звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и
преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского и родного языка
создаёт условия для формирования языкового чутья как результата ориентировки ребёнка
в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное
развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и
планирующую функции.
«Литературное чтение». Требования к результатам изучения учебного предмета
включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных,
коммуникативных,
познавательных
и
регулятивных
(с
приоритетом
развития
ценностносмысловой сферы и коммуникации). Литературное чтение — осмысленная,
творческая духовная деятельность, которая обеспечивает освоение идейно-нравственного
содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей
функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовнонравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных
смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных
2
произведений. При получении начального общего образования важным средством
организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и
отображаемой действительности является выразительное чтение.
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих
универсальных учебных действий:
смыслообразования
через
прослеживание
судьбы
героя
и
ориентацию
обучающегося в системе личностных смыслов;
самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями
литературных произведений посредством эмоциональнодейственной идентификации;
основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим
прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной
сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и
нравственного значения действий персонажей;
эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями
произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и
поступков персонажей;
умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей
коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные
средства;
умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность
событий и действий героев произведения;
умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных
действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного
языка способствует:
общему речевому развитию обучающегося на основе формирования обобщённых
лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;
развитию письменной речи;
формированию
ориентации
на
партнёра,
его
высказывания,
поведение,
эмоциональное состояние и переживания;
уважения интересов партнёра;
3
умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать
своё мнение в понятной для собеседника форме.
Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и
мировой
культурой,
открытие
универсальности
детской
субкультуры
создаёт
необходимые условия для формирования личностных универсальных действий —
формирования
общекультурном
гражданской
идентичности
компоненте,
и
личности,
доброжелательного
преимущественно
отношения,
в
уважения
её
и
толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Изучение
иностранного
языка
способствует
развитию
общеучебных
познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и
предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его
сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение
оригинального текста на основе плана).
«Математика и информатика». При получении начального общего образования
этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных
универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических.
В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у
школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов
при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа
достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для
моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и
классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному
основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма
решения задач как универсального учебного действия.
Формирование
моделирования
как
универсального
учебного
действия
осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этом уровне
образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых
знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его
обучения, так и для социализации.
«Окружающий мир». Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и
обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и
социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми,
государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления
мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской
идентичности личности.
4
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий
мир»
обеспечивает
формирование
когнитивного,
эмоционально-ценностного
и
деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
формирование умения различать государственную символику Российской
Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края,
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его
столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом
времени прошлое, настоящее, будущее; ориентации в основных исторических событиях
своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего
народа и России; умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи,
своего региона;
формирование
основ экологического сознания, грамотности и культуры
учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений
человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета
способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию
необходимости
здорового
образа
жизни
в
интересах
укрепления
физического,
психического и психологического здоровья.
Изучение данного предмета способствует формированию общепознавательных
универсальных учебных действий:
овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая
умение поиска и работы с информацией;
формированию действий замещения и моделирования (использование готовых
моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);
формированию логических действий сравнения, подведения под понятия,
аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных
связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и
культуры родного края.
«Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с
формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.
Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для
формирования общеучебных действий, замещения и моделирования явлений и объектов
природного и социокультурного мира в продуктивной деятельности обучающихся. Такое
моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует
5
формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий,
аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта
изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным
действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации
действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых
действий способу, внесению коррективов на основе предвосхищения будущего результата
и его соответствия замыслу.
В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и
освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций,
искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности
личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов,
включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной
самооценки и самоуважения обучающихся.
«Музыка». Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и
обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта
музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на
элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке
музыкальнотеатрализованных представлений.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии культур;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование творческой активности и познавательного интереса при решении
учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к
культурным и духовным ценностям.
6
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность
к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных
национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной
принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной
культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества,
духовнонравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта
музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как
составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления
музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием
музыкальных
произведений,
использовать
музыкальные
образы
при
создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальнохоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое
отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес
к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную
самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале,
развитии
художественного
вкуса,
осуществлении
собственных
музыкальноисполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека,
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе
музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение
социальными
компетенциями,
развитие
коммуникативных
способностей
через
музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и
саморазвитию.
Обучающиеся
научатся
организовывать
культурный
досуг,
самостоятельную музыкальнотворческую деятельность, в том числе, на основе домашнего
музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной
культуры;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной
деятельности;
7
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе
освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;
использование знаково-символических средств представления информации в
процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видеои графическим сопровождением;
умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе
интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и
других видов музыкально-творческой деятельности;
готовность
к
учебному
сотрудничеству
(общение,
взаимодействие)
со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе
освоения учебного предмета «Музыка»;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в
процессе слушания и освоения музыкальных произведений различных жанров и форм;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий,
формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и
инструментальной деятельности;
8
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Музыка»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе
привлечения интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка».
В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные
учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать
собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о
музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности.
«Технология». Специфика этого предмета и его значимость для формирования
универсальных учебных действий обусловлены:
ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы
формирования системы универсальных учебных действий;
значением универсальных учебных действий моделирования и планирования,
которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных
заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся
использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу
выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему
ориентиров);
специальной
организацией
процесса
планомерно-поэтапной
отработки
предметно-преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии
психологических
новообразований
младшего
школьного
возраста
—
умении
осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексией как
осознанием содержания и оснований выполняемой деятельности;
широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм
работы для реализации учебных целей курса;
формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности обучающихся.
Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:
формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения на основе развития способности обучающегося к
моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей
(рисунков, планов, схем, чертежей);
9
развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение
составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование
(предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия);
контроль, коррекция и оценка;
формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметнопреобразующих действий;
развитие планирующей и регулирующей функций речи;
развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации
совместно-продуктивной деятельности;
развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и
художественной конструктивной деятельности;
формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой
самореализации
на
основе
эффективной
организации
предметно-преобразующей
символико-моделирующей деятельности;
ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением,
историей их возникновения и развития как первая ступень формирования готовности к
предварительному профессиональному самоопределению;
формирование ИКТ-компетентности обучающихся, включая ознакомление с
правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении
информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания
учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам.
«Физическая культура». Этот предмет обеспечивает формирование личностных
универсальных действий:
основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства
гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять
на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на
основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и
физические ресурсы, стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
«Физическая культура» как учебный предмет способствует:
в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать,
контролировать и оценивать свои действия;
в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на
партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта — формированию
10
умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении
целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые
коррективы в интересах достижения общего результата).
Характеристика универсальных учебных действий
При создании образовательной организацией программы формирования УУД
учитывается характеристика, которая даётся им во ФГОС НОО.
Познавательные универсальные учебные действия представляют совокупность
операций, участвующих в учебно-познавательной деятельности. К ним относятся:
- методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на экране) в
виде виртуального отображения реальной действительности (наблюдение, элементарные
опыты и эксперименты; измерения и др.);
- логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация);
- работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе
графических (таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах
(возможно на экране).
Познавательные универсальные учебные действия становятся предпосылкой
формирования способности младшего школьника к самообразованию и саморазвитию.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
являются
основанием
для
формирования готовности младшего школьника к информационному взаимодействию с
окружающим миром: средой обитания, членами многонационального поликультурного
общества разного возраста, представителями разных социальных групп, в том числе
представленного
(на
экране)
в
виде
виртуального
отображения
реальной
действительности, и даже с самим собой.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
целесообразно
формировать в цифровой образовательной среде класса, школы. В соответствии с ФГОС
НОО коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных операций,
обеспечивающих:
1) смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую
текстовую деятельность с ними;
2) успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с субъектами
образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том числе
в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
3) успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание
текстов
разного
типа
—
описания,
рассуждения,
повествования),
создание
и
11
видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового
назначения (самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление);
4) результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности
(высказывание собственного мнения, учёт суждений других собеседников, умение
договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в том числе в условиях
использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия есть совокупность учебных
операций, обеспечивающих становление рефлексивных качеств субъекта учебной
деятельности (в начальной школе их формирование осуществляется на пропедевтическом
уровне). В соответствии с ФГОС НОО выделяются шесть групп операций:
1) принимать и удерживать учебную задачу;
2) планировать её решение;
3) контролировать полученный результат деятельности;
4) контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу;
5) предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной
задачи;
6)
корректировать
при
необходимости
процесс
деятельности.
Важной
составляющей регулятивных универсальных действий являются операции, определяющие
способность обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной/ совместной
деятельности, к мирному самостоятельному предупреждению и преодолению конфликтов,
в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного
взаимодействия.
В примерных рабочих программах требования и планируемые результаты
совместной деятельности выделены в специальный раздел. Это сделано для осознания
учителем того, что способность к результативной совместной деятельности строится на
двух феноменах, участие которых обеспечивает её успешность:
1) знание и применение коммуникативных форм взаимодействия (договариваться,
рассуждать, находить компромиссные решения), в том числе в условиях использования
технологий неконтактного информационного взаимодействия;
2) волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать
вклад свой и других в результат общего труда и др.)
В соответствии с ФГОС НОО сформированность универсальных учебных действий
у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального
общего образования.
12
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся
Класс
1 класс
2 класс
3 класс
Регулятивные УУД
1. Организовать свое рабочее место под
руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий
на уроке, во внеурочной деятельности, в
жизненных
ситуациях
под
руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий
на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных
ситуациях
под
руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности
простейшие
приборы:
линейку,
треугольник и т.д.
1. Самостоятельно организовывать свое
рабочее место.
2. Следовать режиму организации
учебной и внеучебной деятельности.
3.
Определять
цель
учебной
деятельности с помощью учителя и
самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий
на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных
ситуациях
под
руководством учителя.
5. Соотносить выполненной задание с
образцом, предложенным учителем.
6. Использовать в работе приборы,
инструменты.
1. Самостоятельно организовывать свое
рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность
или
необходимость
выполнения
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя,
находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить
общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на
основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное
или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге на уроке и в
жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя,
товарищей по классу.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого
этикета:
здороваться,
прощаться,
благодарить.
4. Слушать и понимать речь других.
5. Участвовать в паре.
1. Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы на
основе
изучения
данного
раздела:
определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые вопросы учителя,
самим задавать вопросы, находить нужную
информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы,
объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно
продолжать по установленному правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное
или прослушанное; составлять простой
план.
1. Участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки.
2. Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учетом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
3. Читать в слух и про себя тексты
учебников, других художественных и
научно-популярных
книг,
понимать
прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
1. Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы на
основе
изучения
данного
раздела;
определять
круг
своего
незнания;
планировать свою работу по изучению
1. Участвовать в диалоге: слушать и
понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки.
2. Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учетом своих учебных
13
4 класс
различных заданий в учебном процессе
и жизненных ситуациях.
3.
Определять
цель
учебной
деятельности
с
помощью
и
самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий
на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных
ситуациях
под
руководством учителя.
5.
Определять
правильность
выполнения
задания
на
основе
сравнения с предыдущими заданиями,
или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания
в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на
определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу,
инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по критериям,
заранее представленным.
1.
Самостоятельно
формулировать
задание:
определять
его
цель,
планировать алгоритм его выполнения,
корректировать работу по ходу его
выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнении
задания
различные
средства:
справочную
литературу,
ИКТ,
инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии
оценивания, давать самооценку.
своего материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая
дополнительная информация будет нужна
для изучения незнакомого материала;
отбирать
необходимые
источники
информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную
в разных формах (текст, таблица, схема,
экспонат, модель, иллюстрация и др.).
4. Представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы, в том числе с помощью
ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать
различные объекты, явления, факты.
и жизненных речевых ситуаций.
3. Читать вслух и про себя тексты
учебников, других художественных и
научно-популярных
книг,
понимать
прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению.
7. Понимать точку зрения другого.
8. Участвовать в работе группы,
распределять роли, договариваться друг с
другом.
1. Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы на
основе
изучения
данного
раздела;
определять
круг
своего
незнания;
планировать свою работу по изучению
незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая
дополнительная информация будет нужна
для изучения незнакомого материала;
отбирать
необходимые
источники
информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников,
электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию,
полученную из различных источников
1. Участвовать в диалоге: слушать и
понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки.
2. Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учетом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
3. Читать вслух и про себя тексты
учебников, других художественных и
научно-популярных
книг,
понимать
прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе;
сотрудничать в совместном решении
проблем (задач).
5. Отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета;
14
(словари,
энциклопедии,
справочники,
электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать; сравнивать; группировать
различные объекты, явления и факты.
5.
Самостоятельно
делать
выводы;
перерабатывать информацию; представлять
информацию на основе схем, моделей,
сообщений.
6. Составлять план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом,
выборочном или развернутом виде.
аргументировать свою точку зрения с
помощью фактов и дополнительных
сведений.
6. Критично относиться к своему мнения.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной
позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
7. Понимать точку зрения другого.
8. Участвовать в работе группы;
распределять роли; договариваться друг с
другом.
Предвидеть
последствия
коллективных решений.
15