18.01.2021
Сегодня, к сожалению, насилие над детьми превратилось в
обычное явление. Большинство людей уже привыкли, даже смирились или стараются
не замечать жестокого обращения с детьми, пренебрежение их интересами,
эксплуатации – это ужасно.
Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое
отношение к ребенку означает, что его физическому или психическому здоровью,
благополучию наносится ущерб.
Жестокость предполагает нанесение одним
человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба,
выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом
воздействии и т. п.
Психологическую сущность жестокости составляют
насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека,
особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его
устремлениям.
Различают 4 основных формы насилия над детьми и
пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое
(эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная
жестокость).
Физическое
насилие – преднамеренное нанесение
физических повреждений ребёнку. Эти повреждения могут привести к смерти,
вызвать серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического,
психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие может
проявляться в виде пощёчин, пинков, толчков, нанесения ожогов, удушения,
грубого хватания другого человека, отбрасывания партнёра в сторону или наземь,
бросание предметов в другого человека и т.д.
Сексуальное
насилие – вовлечение ребёнка с его согласия
или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной
незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью
получения последними удовлетворения или выгоды. Развращением считается не
только собственно половой акт, но и сексуальная эксплуатация ребёнка для
порнографических целей или вовлечение в проституцию, демонстрация эротических
материалов, эксгибиционизм перед ребёнком, принуждение его к раздеванию и т. п.
Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его
ненасильственным.
Психическое
(эмоциональное) насилие –
периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей
(опекунов) или других людей на ребёнка, приводящее к формированию у него
патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме
насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная
критика ребёнка;
- оскорбление и унижение его
достоинства;
- угрозы в адрес ребёнка,
проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
- преднамеренная физическая или
социальная изоляция ребёнка, вовлечение в секты (использование гипноза,
интенсивных консультаций «один на один», монотонного пения, «бомбардировка
любовью», повторяющиеся угрозы санкций за уход);
- предъявление к нему чрезмерных
требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми
обещаний;
- одинокое грубое психическое
воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение
нуждами ребёнка (моральная жестокость)
– отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его
эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К
данному виду насилия относятся:
- вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а так же в
совершение правонарушений;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего
ребёнок может стать жертвой несчастного случая;
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка
питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его
лечения.
Различные формы насилия по отношению к детям могут быть
вызваны различными причинами:
- семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи,
наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей),
- в качестве наказания, неадекватными родителями,
- специфическими культурными, национальными или религиозными
факторами,
- сочетанием специфических характерологических особенностей
взаимодействующих взрослых, сверстников и ребёнка, подвергаемого насилию;
- жизненными неудачами и чувством озлобленности против всех
и вся.
Чаще всего насилие возникает при наличии в прошлом в семьях
случаев жестокого обращения, или же родители в детстве сами подвергались
жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского
внимания.
Проявления жестокости могут быть намеренными или
импульсивными, сознательными или неосознанными.
Наиболее типичные причины жестокости
в семье - это, во-первых, традиции патриархального воспитания. Долгие годы
ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но
и в школе. Вспомните: «Больше тумаков - меньше дураков».
Во-вторых, культ жестокости,
пропагандируемый в обществе. Резкие социально-экономические изменения,
происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что
родители часто, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к
более слабым и беззащитным - детям. «Разрядка от стрессов» зачастую тоже
происходит на детях, особенно часто на младших школьниках, которые не понимают,
почему родители на них сердятся.
В-третьих, низкий уровень
общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе
выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия.
Именно поэтому некоторые родители добиваются своих воспитательных целей именно
жестокостью, а не иными средствами. Подобные методы воспитания и отношения со
стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития, ведут к
формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов
вины, страха, появлению немотивированной агрессии, неадекватной самооценки.
Родительская жестокость по отношению
к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности,
ненужности, искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое
плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из
сложившейся ситуации.
Самый тяжелый труд - воспитание
человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают
случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик - это
вполне адекватная реакция на случившееся. Остановитесь! Крик еще никому не
помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и
искренности таким образом очень легко!
Как же можно предотвратить насилие? Можно ли защитить наших
детей?
Наших детей можно защитить.
Необходимым составным элементом системы защиты детей от жестокого обращения и
пренебрежительного отношения к их нуждам и интересам в современном обществе
являются законодательные нормы. Они гарантируют обеспечение прав ребёнка и
предусматривают наказание лиц, виновных в совершении действий, представляющих
опасность для жизни и здоровья детей и нарушающих или ограничивающих их права и
свободы.
В Декларации прав ребёнка, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН 1990 г., подчёркивается: «…ребёнок, ввиду его
физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе,
включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Поэтому «ребёнок
должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и
помощь». Таким образом ребёнок имеет право на защиту от всех форм насилия, а к
лицам совершающим насильственные действия применяются социальные,
административные и законодательные меры предусмотренные УК РФ.
Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И,
тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить
ваш труд в воспитании ребёнка:
Заповедь
первая: Никогда не предпринимайте воспитательных
воздействий в плохом настроении.
Заповедь
вторая: Ясно определите, чего вы хотите от
ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели –
это и его цели.
Заповедь
третья: Предоставьте ребёнку
самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь
четвёртая: Не подсказывайте готовое решения, а
показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и
ложные шаги к цели.
Заповедь
пятая: Не пропустите момента, когда
достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём
хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец,
потому что…».
Заповедь
шестая: Если же ребёнок делает какое-то
неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте
оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Заповедь
седьмая: Оценивайте поступок, а не личность:
сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка
личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка
поступка). Немаловажное дополнение:
ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.
Заповедь
восьмая: Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь,
прикоснитесь), что сочувствуете ему,
верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это
говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь
девятая: Воспитание – это последовательность
целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к
средней и от неё к сегодняшней.
Заповедь
десятая: Вы должны быть твёрдым, но добрым.
Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта
не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Всё
хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с
конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.
ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1. Ваш ребенок ни в чем не виноват перед Вами:
˗ ни в том, что появился на свет,
˗ ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,
˗ ни в том, что не дал ожидаемого счастья,
˗ ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.
И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти
проблемы.
2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный
человек.
И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему
усмотрению ему жизнь Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать
жизненный путь, изучив его особенности и интересы, и создав условия для их
реализации.
3. Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно
будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его
присутствия в семье.
4. Во многих капризах и шалостях Вашего ребенка повинны Вы
сами, потому что:
˗ вовремя не поняли его;
˗ пожалели свои силы и время;
˗ стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или
простого раздражения;
˗ стали требовать от него того, что он попросту не может Вам
дать – в силу особенностей возраста или характера.
Поговорите с ребенком. Расскажите
ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам
живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок
поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы
сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то,
что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.
Ни
что не может быть важнее для ребёнка, чем осознание того, что вы им дорожите и
любите его!
Материал подготовлен педагогом-психологом Марченко
Ю.Н.
С помощью интернет-ресурсов
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.01.2021
Дата обновления: 22.01.2021
Дата публикации: 18.01.2021